Plastics_6_2014
w w w . p l a s t i c s . r u 51 СПЕЦТЕМА/ АВТО- И ЭЛЕКТРОПЛАСТИКИ П Л А С Т И К С № 6 ( 1 3 5 ) 2 0 1 4 ники, используемые ВМС США для транс- портировки оборудования и войск морской пехоты с десантных кораблей на берег. Не- большая осадка и высокая ударная прочность позволяют эксплуатировать их в условиях мелководья, а малый вес обеспечивает воз- можность их перевозки автотранспортом. За рубежом стеклопластики началиширо- ко применять для изготовления надстроек и рубок на морских судах, заменяя ими легкие сплавы. Пластмассовые надстройки более перспективны для применения, так как в ме- стах присоединения их к стальному корпусу не возникают электрохимические процессы. Используются пластики также и для покры- тий деревянных и металлических обшивок и настилов, что позволяет не только снизить вес корпусов, но и предохранить дерево от загнивания, а сталь — от коррозии. Стеклопластики значительно отличаются от традиционно применяемых судострои- тельных материалов (металл и дерево), так что при изготовлении конструкций из них необходимо принимать во внимание ряд присущих этим композитам специфических особенностей. Например, нужно учитывать реактивную природу стеклопластиков, то есть их неспособность размягчаться при нагревании. Таким образом, при обработке соответствующих деталей нельзя применять способы, которые основаны на использова- нии пластических свойств. В частности дета- ли из стеклопластика нельзя изготавливать обычным для стали нагреванием с после- дующим изменением формы. Так, при про- изводстве пластмассовых шпангоутов нельзя получить криволинейные балки путем гибки прямых заготовок, как это делается в метал- лическом судостроении. Криволинейную форму деталям из стеклопластика придают при их формовании. Это же свойство не позволяет сваривать отдельные детали в целую конструкцию. Соединения пластмассовых элементов до- биваются механическими способами, а так- же склеиванием и формованием. Термопластичные сваривающиеся пла- стики из-за низкой их прочности применя- ют в настоящее время только для постройки малых лодок. Подводные аппараты Большие перспективы имеет использова- ние стеклопластиков для изготовления кор- пусов глубоководных аппаратов и подвод- ных лодок. Например, корпуса обитаемых глубоководных аппаратов, изготовленные из высокопрочных легированных сталей, предназначены для погружения на глубину до 3000 м, из алюминиевых сплавов — до 4500 м, из титановых сплавов — до 6000 м, а из стеклопластиков — до 9000 м. Такое преимущество стеклопластиков перед дру- гими конструкционными материалами обу- словлено прежде всего их высокой удельной прочностью. Внутренние (прочные) детали этих ап- паратов из стеклопластика изготавливают методами прессования. Прессование при- меняют для изготовления материалов с осо- бо высокими прочностными свойствами, используемых главным образом в судовом машиностроении для подшипников дейд- вудных труб (дейдвуд — кормовая оконеч- ность судна в подводной его части между ахтерштевнем и килем) и рулевых насосов, деталей опорных подшипников валопро- водов и сальниковых уплотнений, а также для гребных винтов, корпусов редукторов, деталей иллюминаторов, блоков, коушей (элементов такелажа), трубопроводов, ма- ховиков арматуры и других деталей судовых механизмов и приборов. Секции цилиндрических корпусов круп- ных аппаратов, мачты и другие изделия, имеющие форму тел вращения, получают намоткой на специальных станках с исполь- зованием разборных оправок. Наружные (легкие) корпуса изготовляют из полиэфирных стеклопластиков методом контактного формования. Имеются проекты подводных лодок, корпуса которых должны быть выполнены целиком из стеклопластика. Для изготовления корпусов глубоковод- ных аппаратов еще более, чем стеклопла- стик, перспективен эпоксидный слоистый пластик, армированный углеродными или борными волокнами. Такой композит об- ладает более высоким модулем упругости, усталостной выносливостью и меньшей плотностью. Однако широкое применение этих волокон ограничивается их высокой стоимостью. Применение полиэфирных смол Судостроительные и судоремонтные заво- ды являются крупнейшими потребителями полиэфирных смол. Причиной тому служат их умеренная себестоимость и достаточно простая технология применения. Корпуса различных судов, а также другие их элемен- ты, такие как рубки, мачты и надстройки, весла, трапы, буи, иллюминаторы, гребные винты и судовая мебель, изготавливаются на основе полиэфирных смол и стеклотканей. Полиэфирные смолы в качестве покрытий часто применяются и для защиты обшивок
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=