Plastics_6_2014

w w w . p l a s t i c s . r u 54 СПЕЦТЕМА/ АВТО- И ЭЛЕКТРОПЛАСТИКИ П Л А С Т И К С № 6 ( 1 3 5 ) 2 0 1 4 составы способны работать не только на воз- духе, но и под водой. Радиационно-сшиваемые, полностью фторированные полимеры, например, сопо- лимер тетрафторэтилена с гексафторпропи- леном (ФЭП), сополимер тетрафторэтиле- на с перфтор(алкилвиниловыми) эфирами (ПФА), используются для производства раз- личных типов судовых кабелей. ПФА практически не уступает фторо- пласту по химической стойкости и другим свойствам, но обладает в отличие от него способностью перерабатываться из рас- плава. Наряду с этим ему свойственны эла- стичность, стойкость к многократным пере- гибам, повышенная адгезия к различным субстратам, и в отличие от фторопласта он не проявляет хладотекучести. ФЭП по химстойкости практически не отличается от ПТФЭ. Обладая несколько меньшей термостойкостью (рабочий интер- вал температур от -196°С до +200°С), ФЭП более технологичен в переработке. Другие типы материалов Помимо вышеописанных примеров в современных судах содержится множество других решений, для производства которых используются полимерные материалы. Так, из поливинилхлорида получают профили, которые используют для декоративной за- делки стыков щитовых материалов, изго- товления поручней и ступеней трапов, об- лицовки кромокщитовой мебели, плинтусов и других отделочных деталей. Для формования гребных винтов диаме- тром до 3 м (как цельных, так и со съемными лопастями), которые легче и дешевле латун- ных, а также менее трудоемки в изготовле- нии, используют стеклотекстолитына основе эпоксидных и фенолформальдегидных смол, обладающих высокой прочностью и корро- зионной стойкостью. Из стекловолокнитов на основе фенолформальдегидных смол, модифицированных другими полимерами, методами прямого или литьевого прессова- ния производят маховики арматуры (вклю- чая паровую), блоки и коуши для пеньковых канатов, ненагруженные шестерни ручных приводов, переборочные стаканы, детали иллюминаторов, изолирующие звенья та- келажа и многие другие судостроительные детали. Для виброизоляции, особенно необхо- димой в судах на подводных крыльях и на воздушной подушке, отдельные судовые конструкции покрывают вибропоглощаю- щими пластмассами на основе полибутил- метакрилата или поливинилхлорида. Свыше 40 лет в судостроении и судоре- монте применяется капролон (ПА-6 блоч- ный) для изготовления подшипников, на- правляющих, вкладышей узлов трения, работающих при нагрузке до 25 МПа, шки- вов, блоков и роликов грузоподъемных меха- низмов с тяговым усилием до 30 т; корпусов, кронштейнов, ступиц колес и других деталей конструкционного назначения, к которым предъявляются повышенные требования по ударостойкости, в том числе при температу- ре до -40°C; шестерен, зубчатых и червячных колес, звездочек с целью резкого снижения уровня шума и вибрации (до 15 дБ), деталей уплотнения, манжет для систем высокого давления (до 500 атм.) и многих других. Для получения разнообразных прокла- дочных материалов используют главным образом резины на основе различных син- тетических каучуков. Так, уплотнительные прокладки для дверей, иллюминаторов, крышек люков, конусов гребных валов в ме- стах насадки гребных винтов и других ана- логичных деталей изготовляют из кислото- и щелочестойких резин (например, на основе хлоропреновых каучуков). Для уплотнитель- ных деталей (манжет, колец, воротников, прокладок) масляных и топливных систем применяют маслобензостойкие резины на основе бутадиен-нитрильных и полисуль- фидных каучуков, а для деталей механизмов, приборов и устройств, эксплуатируемых при низких температурах (например, на открытых палубах или в рефрижераторных камерах) — морозостойкие резины из бутадиеновых и бутадиен-стирольных каучуков. Элементы, работающие при повышенных температурах (прокладки теплых ящиков, трубки для пода- чи горячей воды и газов, уплотнения освети- тельной и сигнальной аппаратуры, эжекторы, теплообменные аппараты, эластичные муфты и другие изделия) формуются из теплостой- ких резин из кремнийорганических каучуков и фторкаучуков, а также из бутилкаучука. Plastics in shipbuilding: an extensive potential Elena Pogodina Polymer materials found their applica- tion in shipbuilding quite recently, only in 1930s. However despite the factnowadays theyareused in lotsofassembliesandele- ments of various naval and undersea ves- sels. The articlebyPlastiksMagazine’s ex- pert speaks ofmanyexamples of standard and reinforcedplastics applied inbuilding of sea and river transport.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=