Plastics_6_2015
w w w . p l a s t i c s . r u 36 СПЕЦТЕМА/ АВТОПЛАСТИКИ П Л А С Т И К С № 6 ( 1 4 6 ) 2 0 1 5 Автомобилестроение как драйвер спроса на пластики Как создается спрос на полимерную продукцию Анализ потенциала отечественного авто- прома в качестве потребителя нефтехимиче- ской продукции существенно упростится, если рассмотреть ключевые факторы, опреде- ляющие взаимосвязь двух отраслей. Нефтехимическая продукция, в частности полимеры, достаточно широко применяется при производстве современных автомобилей (рис. 1). Распространенное заблуждение за- ключается в том, что основная масса полиме- ров сосредоточена в салоне. На самом деле на интерьер приходится лишь около трети всей массы используемых полимеров. Это двер- ные панели с управляющими элементами, текстиль и наполнитель в обивке кресел, по- крытие пола, потолка и стен, герметизирую- щие прокладки. Еще треть массы полимеров сосредоточена в подка- потном пространстве. Это корпуса емкостей с тех- ническими жидкостями, кабельная изоляция, кор- пуса датчиков, сенсоров, бортовых электронных систем, головная оптика, воздуховоды, вентилято- ры, кожухи, успокоители цепей, фиксаторы и зажи- мы проводки, контактные группы, уплотни- тели и другое. Панель приборов современных автомобилей представляет собой одну из наи- более массивных единичных деталей. Вцелом на исполнение панели приборов со встроен- ными элементами уходит 10-11% массы по- лимеров. На пластиковые детали внешней отделки и бампера приходится около 25%. Очевидно, что ключевым фактором уве- личения спроса на полимерную продукцию со стороны автомобилестроения является сам валовый прирост производства автомо- билей в России. Он, в свою очередь, зависит от спроса на рынке, который определяется главным образом потребительской актив- ностью населения, что является функцией общеэкономической ситуации. Однако линейной зависимости между объемами производства и объемами спроса на полимерную продукцию со стороны ав- топрома может и не быть. Дело в том, что большая часть выпускаемых в России авто- мобилей— это иностранные бренды, сборка которых в той или иной мере развернута в России. Глубина локализации может быть разной: от «отверточной» сборки из крупно- габаритных машинокомплектов, импорти- руемых в Россию, до полноценной комплек- тации за счет местных деталей и монтажа. В первом случае для сборки импортируются в По мнению экспертов консалтинговой компании Strategy Partners Group, потенциал развития отечественной отрасли автокомпонентов по использованию полимеров до уровня развитых стран составляет в душевом выражении 2 кг/чел. в год. Иными словами, исходя из оценки численности населения России на 1 января 2014 года, прирост спроса на полимерную продукцию со стороны отрасли автокомпонентов составляет около 287 тыс. т/год. Много это или мало, чтобы автопром стал драйвером внутреннего спроса на полимеры? Не является ли эта оценка излишне оптимистичной или, напротив, недооценивающей потенциал российской автоиндустрии? Андрей КОСТИН, руководитель информационно- аналитического центра RUPEC Рисунок 1. Структура использования полимеров в автомобиле Peugeot 207 по локализации, % (источник — Russian Automotive Market Research (НАПИ)) Интерьер Бампер Панель приборов Экстерьер Подкапотное пространство Всего 152 кг 32 18 11 7 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=