Plastics_6_2015
w w w . p l a s t i c s . r u 37 СПЕЦТЕМА/ АВТОПЛАСТИКИ П Л А С Т И К С № 6 ( 1 4 6 ) 2 0 1 5 том числе детали и комплектующие из по- лимеров либо сырье для выпуска отечествен- ных изделий. Поэтому вторым важнейшим фактором, который будет во многом опреде- лять динамику спроса на полимеры со сторо- ны автоиндустрии, будет прогресс в локали- зации зарубежных сборочных производств. Еще одним важным фактором может стать эволюция подходов к разработке но- вых отечественных моделей автомобилей в соответствии с мировой практикой, в кото- рой присутствует тенденция снижения веса автомобилей, в том числе за счет увеличения доли полимерных материалов. Последним ключевым фактором могут стать тенденции в технологиях мирового автомобилестроения, связанные, во-первых, со стремлением к экономии материалов, а во-вторых, с внедрением в производство автокомпонентов новых видов полимерной продукции, которые теснят традиционные пластмассы. Данный фактор в меньшей сте- пени будет оказывать влияние на валовые показатели спроса на полимеры со стороны индустрии автокомпонентов, в большей — менять структуру потребностей в различных видах пластиков. Далее мы рассмотрим дан- ные факторы более подробно. Тенденции в автопроизводстве Итак, ключевым фактором увеличения роли автопрома в качестве потребителя российской полимерной продукции явля- ется рост объемов производства легковых и грузовых автомобилей и автобусов. До- минирующим сегментом здесь является, разумеется, производство легковых машин, на долю которых приходится около 90% от общего числа выпускаемых транспортных единиц. С 2007 по 2013 год общее производство легковых автомобилей в России увеличилось на 48% (средний рост — 7% в год) и состави- ло 1909,7 тыс. единиц в год (рис. 2). Очень тяжелым для автопрома стал кризисный 2009 год, когда общий объем производства упал до 596 тыс. штук. Восстановление с этой «низкой базы» шло очень быстрыми темпами — порядка 44% в год. Однако в 2013 году наметились первые признаки кри- зиса в автопроизводстве: выпуск сократился на 3%. В сегменте грузовых автомобилей и автобусов долгосрочная тенденция принци- пиально иная. В период с 2007 по 2013 год производство автобусов сократилось на 41%, с 89 тыс. до 52 тыс. штук в год, произ- водство грузовых автомобилей — на 23%, с 280 до 215 тыс. штук. Общим для всех трех сегментов автопрома является стремитель- ное увеличение объемов производства у иностранных автопроизводителей, локали- зовавших свои сборочные линии в России. В сегменте легковых автомобилей с 2008 по 2013 год этот рост составил 129%, грузовых автомобилей — 138%, автобусов — 66%. Эта тенденция проявляется на фоне снижения производства у отечественных компаний. Однако крупнейшими единичными про- изводителями полного цикла во всех трех сегментах пока остаются российские ком- пании: АвтоВАЗ (легковые автомобили) и ГАЗ (грузовики и автобусы). С точки зрения поставок полимерного сырья для нужд ав- топрома снижение мощностей у российских компаний и рост объемов сборки зарубеж- ных моделей являются отчасти негативной тенденцией, по- скольку потребле- ние отечественных пластиков при вы- пуске моделей ино- странных брендов существенно ниже теоретического по- тенциала по ряду причин, описанных ниже. Встречной компенсирующей тенденцией являет- ся углубление лока- лизации производ- ства иностранных Рисунок 2. Производство легковых автомобилей в России в 2007-2013 годы, тыс. ед./год (источник — Russian Automotive Market Research (НАПИ)) 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Отечественные Иномарки 1293 1470 596 1208 1738 1969 1910 458 593 279 623 1075 1329 1359 Всего 835 877 317 585 663 640 551
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=