Plastics_6_2015

w w w . p l a s t i c s . r u 38 СПЕЦТЕМА/ АВТОПЛАСТИКИ П Л А С Т И К С № 6 ( 1 4 6 ) 2 0 1 5 брендов, в том числе за счет вовлечения в цепочку поставок российских изготовителей комплектующих и сырья. Сегментирование спроса Второй значимой для спроса на полимер- ное сырье тенденцией в российском авто- проме является изменение структуры спроса на новые автомобили. Пока она реализует себя во многом за счет импортных поставок (в 2013 году на них пришлось 29% продаж новых автомобилей), однако со временем дойдет и до российских производителей. Заключается она в достаточно быстром росте доли автомобилей класса SUV (крос- соверы, внедорожники и пикапы) и MPV (микроавтобусы) на фоне сокращения доли традиционных легковых автомобилей (седа- нов, хетчбэков, универсалов, купе и других) (рис. 3). Внутри сегмента SUV самым бы- строрастущим стал субсегмент компактных кроссоверов и внедорожников. Их доля с 2011 по 2013 год увеличилась с 15 до 26%. Сильнее всего (на 8 пунктов, с 40 до 32%) снизилась доля автомобилей класса B, то есть небольших автомобилей, преимуще- ственно с кузовом хетчбэк. Для нефтехимии данная тенденция пози- тивна, поскольку средняя масса автомобилей класса SUV в 1,5 раза выше, чем легковых автомобилей, и расход деталей и комплектующих из полимерных материалов пропорционально больше. Есть основания предпо- лагать, что данная тенденция со- хранится в ближайшие годы. Некоторые российские авто- производители уже отреагировали на нее, освоив производство ав- томобилей классов SUV B и SUV C. Так, московский «Автофрамос» на 60% локализовал сборку по- пулярного Renault Duster, санкт- петербургский заводNissan увели- чил локализацию сборки моделей X-Trail и Murano и начал SKD- сборку моделей Infiniti серий FX и QX; калужское PCMA в ноябре 2012 года начало производство Mitsubishi Outlander, летом 2013 года —Mitsubishi Pajero Sport; ИМС на мощностях в Гжели освоило производство модели Great Wall Hover. Та- ким образом, даже без радикального роста объемов производства одна лишь переори- ентация сборочных линий на модели сег- мента SUV при условии углубления лока- лизации производства автокомпонентов из отечественного полимерного сырья может значительно нарастить спрос на него. Локальный кризис продаж Несмотря на достаточно внушительную динамику производства легковых автомо- билей в 2007-2013 годах, в 2014 году насту- пил перелом. В связи с резким ослаблением рубля цены на импортные модели начали расти. Локализованные иностранные про- изводители, вынужденные импортировать большую часть комплектующих, старались до последнего сдерживать цены, однако в марте иномарки российской сборки тоже стали дорожать. Уровень продаж новых ав- томобилей начал стремительно падать. С ян- варя по июнь реализация новых легковых и легких коммерческих автомобилей упала на 7,6% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года. Согласно различным оценкам, по итогам 2014 года продажи сократились на 6-12% по отношению к показателю преды- дущего года. Автопроизводители отреагировали на снижение спроса сокращением загрузки мощностей. По данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в России в январе-мае 2014 года снизился на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 760 тыс. штук, грузовых автомобилей — на 21,6%, до 60,3 тыс. единиц, автобусов — на 27,5%, до 14,5 тыс. единиц. АвтоВАЗ, «Форд Соллерс», GMуже останавливали производ- ство. Nissan, Hyundai, Toyota запланировали летние каникулы с остановкой производ- ства. Дополнительно GM отказался от ра- боты по пятницам, «Форд Соллерс» перешел на односменный режим работы, сократив 700 сотрудников. Локализация сборки и производства компонентов Локализация сборочных производств иностранных брендов в России — явление достаточно широкомасштабное. 11 компа- ний из «Топ-15 ведущих международных ав- токонцернов и альянсов» имеют сборочные предприятия в России. Степень локализации здесь различна: от сборки из импортируемых крупногабаритных модулей (SKD) — это Рисунок 3. Производство легковых автомобилей в России в 2007-2013 годы, % (источник — «Авторевю») Легковые автомобили SUV Микроавтобусы 2011 71 26 3 66 59 31 36 3 5 2012 2013

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=