Plastics_6_2015

w w w . p l a s t i c s . r u 41 СПЕЦТЕМА/ АВТОПЛАСТИКИ П Л А С Т И К С № 6 ( 1 4 6 ) 2 0 1 5 не чистые полимеры, а композиты на их основе, поэтому для работы с иностранным автопроизводителем и/или его подрядчиком по выпуску деталей вложиться нужно и про- изводителю композитов. Процесс разработ- ки рецептуры изготовления нового компо- зита и его омологации занимает три-четыре года и сам по себе является дорогостоящим. Окупить эти вложения производитель ком- позитов может только в том случае, если при одобрении его продукции объем реализации будет достаточно велик, что возможно дале- ко не всегда. Второй проблемой является довольно ча- стая смена модельного ряда у автопроизводи- телей, особенно в самых массовых, а потому привлекательных для поставщиков сырья и компонентов сегментах автомобилей низко- го ценового диапазона. Смена модели чаще всего означает и смену ассортимента пласти- ковых деталей, а также материала для их про- изводства, что требует от поставщика сырья нового цикла разработки и сертификации. К сожалению, в России преобладают не- большие компании — производители поли- мерных композиционных материалов для автопрома, которые не обладают необхо- димыми возможностями, чтобы позволить себе отвлекать от основной операционной деятельности значительные финансовые, трудовые и временные ресурсы для работы с очень отдаленной перспективой окупаемо- сти. Получается замкнутый круг: иностран- ные автопроизводители не спешат переклю- чаться на российских поставщиков деталей и материалов из-за отсутствия у тех нужных технологий и рецептур, а производители материалов и деталей не могут быстро до- стичь требуемого от них уровня качества и конкурентоспособного уровня издержек из-за небольших объемов рынка. В какой-то степени проблема может быть решена за счет создания единой правовой основы локализа- ции автосборки на территории Евразийского экономического союза, что формально рас- ширит рынок для российских производите- лей сырья и компонентов. Однако пока большинство успешных производителей компонентов ориентируется на российских автопроизводителей. У них как у потребителей полимерной продукции хотя и нет такого стимула, как требования по локализации, зато есть ряд системных особенностей, гарантирующих в будущем прирост потребления полимеров. Доля полимерных материалов Ключевой долгосрочной тенденцией в мировом автомобилестроении является курс на повышение энергоэффективности автомобилей, главным индикатором кото- рой является удельный расход топлива. По- мимо внедрения технических инноваций, касающихся экономичности самих силовых установок, одним из главных способов сни- жения удельного расхода топлива является уменьшение массы автомобиля. Исполь- зование полимерных материалов вместо традиционных (металла, стекла) позволяет добиться радикального снижения массы деталей. В массовом производстве автомо- билей замене полимерными подверглись практически все декоративные и отделочные элементы, значительная часть мелких кор- пусных деталей. По сути, например, сталь и алюминий сохраняются в несущих элемен- тах, кузове, движущихся и трущихся дета- лях, теплообменных устройствах и деталях, работающих при повышенных температурах. Однако в экстремуме внедрение, например, углепластиковых композитов позволяет за- менить ими и часть внешних корпусных элементов (например, капот). Так, представленный ком- панией Ford в 2013 году концепт легковой модели Fusion ока- зался на 25% легче своего серийного предшественника за счет примене- ния углеволокна для силовых кон- струкций сидений, панели приборов и картера, а также алюминиевых сплавов в кузовных элементах, тормозных дисках и усили- телях бамперов. Концерн BMW пошел еще дальше и инвести- ровал 533 млн долларов США в освоение промышленного про- изводства модели электромобиля i3, которое стартовало в сентябре 2013 года в Лейпциге. Наряду с применением углеродных ком- позитов для производства внеш- них элементов кузова в модели i3 используется и карбоновая рама. Применение полимеров по- мимо работающего на марке- тинговую привлекательность снижения удельного расхода топлива позволяет производи- телям существенно экономить как за счет более низких цен на полимерное сырье по сравнению

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=