Plastics_6_2016
w w w . p l a s t i c s . r u 43 СПЕЦТЕМА/ АВТОПЛАСТИКИ П Л А С Т И К С № 6 ( 1 5 7 ) 2 0 1 6 Московский Нанотехно- логический центр компози- тов (НЦК), специализирую- щийся на разработке легких конструкционных деталей из композитов, выбрал про- цесс LFI для изготовления самонесущего хвостового модуля рейсовых автобусов. Амбициозное начинание не прошло незамеченным: концепция модульного ав- тобуса, разработанная со- вместно НЦК и венгерской Evopro Group, получила в марте 2016 года награду JEC Innovation Award. Этой вес- ной новые автобусы появи- лись в Будапеште. Важной особенностью нового рейсового автобу- са является очень боль- шой двуцветный хвостовой модуль размером 2,2 м в ширину и 1,4 м в высоту. НЦК полностью поло- жился на компетентность KraussMaffei как постав- щика комплексных систем. «Заказчик четко обозначил свои требования: суще- ственное снижение массы модуля и качество поверхно- сти класса А при сохранении его жесткости и высокой прочности. Также в запросе фигурировала быстрая сме- на цвета — соответственно, подразумевалась и широкая цветовая палитра», — от- мечает Вольфганг Хинц, менеджер по продуктам и продажам подразделения композитов и поверхностей KraussMaffei. Совместно с заказчиком было принято решение ис- пользовать сочетание литья длинноволокнистых мате- риалов и нанесения грун- товки в форме. В результате компоненты готовы к по- краске сразу на выходе из пресс-формы, причем про- изводятся они полностью автоматически. Это позво- лило сократить продолжи- тельность цикла и выпускать компоненты с поверхностью первоклассного качества различного цвета, от глян- цевой до матовой. При испытании на уда- ропрочность по методике Daimler компоненты, изго- товленные в результате при- менения процесса LFI, по- казали результат в семь раз лучший, чем детали, произ- веденные из армированного стеклопластика с последую- щим окрашиванием. KraussMaffei поставил в 2015 году НЦК свою LFI- установку, которая с тех пор успешно использует- ся на производстве. Она оснащена формоносителем челночного типа, системой нанесения барьерного слоя распылением, смесительной головкой, распылителем двухкомпонентной краски и прототипом пресс-формы для применения процесса LFI. Грунтовка наносится на первом этапе процесса, а барьерный слой из поли- уретана — на втором. «На- пылительная смесительная головка RimStar Compact поддерживает температуру постоянной, что обеспе- чивает высокое качество поверхности», — поясняет Вольфганг Хинц. На третьем этапе исполь- зуется технологияLFI. Пучки стекловолокна вытягивают- ся из ровинга и вносятся в открытую форму одновре- менно с соответствующими ПУ-компонентами за одну роботизированную рабо- чую операцию. В результате стекловолокно и несущая матрица связываются в вы- сокопрочный композит. Поскольку при этом не тре- буется вырезать стекломат по размеру, дополнитель- ные затраты отсутствуют. «В сравнении с формовкой полиэфирного листового пресс-материала (SMC) или процессом с использованием дициклопентадиена, которые заказчик также рассматривал как возможные варианты, LFI гарантирует существен- ную экономию», — добав- ляет Вольфганг Хинц. Что касается массы получаемых компонентов, LFI позво- ляет добиться уменьшения плотности на 55% по срав- нению с листовыми пресс- материалами (SMC). Более того, LFI гарантирует со- держание в композите до 50% стекловолокна, что дает возможность более свобод- но выбирать длину исполь- зуемых волокон при высокой прочности готовых изделий. А это, в свою очередь, по- зволяет разнообразить ди- зайн компонентов (ребри- стые или с функциональной интеграцией). Наконец, на последнем этапе выполняется формо- вание и происходит хими- ческая реакция в сомкнутой пресс-форме. Формованные детали вынимаются, и они сразу готовы к нанесению прозрачного покрытия или окрашиванию. Промежу- точная или дополнительная предварительная обработка более не требуются. Высокая прочность, стабильность размеров и точность исполнения в сочетании с низкой массой — всем этим отличаются крупногабаритные автокомпоненты, формуемые в процессе литья длинноволокнистых материалов (Long Fiber Injection — LFI), разработанном в компании KraussMaffei. При этом можно получать детали с поверхностями высокого качества путем простой комбинации технологий, например с нанесением грунтовки в пресс-форме LFI: легкое формование композитов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=