Plastics_6_2016
w w w . p l a s t i c s . r u 59 П Л А С Т И К С № 6 ( 1 5 7 ) 2 0 1 6 СООБЩЕСТВО Тенденцией последних лет стало не только изго- товление ряда запчастей на территории РФ, но и их вы- пуск из отечественных по- лимерных материалов. У Ford Sollers доля ис- ходного полимерного сы- рья российского проис- хождения, используемого в локализованных автоком- понентах, составляет 37%, к концу года планируется увеличить ее до 46%. Авто- концерн локализовал уже 24 полимерных материала, наладив работу с шестью российскими поставщиками сырья и композиций. Однако в России нет до- статочного ассортимента материалов, который тре- буется для локализованно- го автопрома. Например, отсутствует собственный ПЭНД, подходящий для производства многослой- ных топливных баков из полиэтилена. Российский материал позволил бы на 100% локализовать данный автокомпонент. По мнению директора по науке и развитию НПП «Полипластик» Михаила Кацевмана, решением мно- гих проблем тоннажа может быть переход от локализа- ции и импортозамещения к конкурентоспособности через глобальные поставки материалов оригинальному производителю оборудо- вания и при господдержке экспорта. Несмотря на то, что идея экспорта актуальна сегодня и рациональна, для ее вопло- щения понадобится не один год — как на выстраивание производственной коопе- рации, так и на завоевание рынков. Более быстродей- ствующие меры игроки рынка связывают с оптими- зацией импортных пошлин. МихаилКацевман напомнил о необходимости обнуления импортных пошлинна хими- ческие вещества, не произво- димые в России. Также, по мнению пред- ставителя «Полипластика», нужно менять идеологию и механизм ценообразования для потребителей компози- ционных материалов. Скач- ки валютных курсов при существующих формулах периодически делают рос- сийский материал дороже импортных аналогов. Несмотря на указанные сложности, российское производство полимерных материалов, вне привязки к автопрому, переживает подъем. В прошлом году выпуск полимеров вырос на 11,9% при общем снижении рынка изделий из пластмасс на 6,5%. Если рассматривать ав- томобильный сегмент, то до 2013 года для автопрома из- за рубежа завозилось больше полимерных материалов, чем производилось в стране. С 2013 года объемы сравня- лись и почти синхронно дви- нулись вниз, уменьшившись за три года с 30 до 20 тыс. т, то есть роста объемов выпу- ска российских полимеров именно в автопроме в эти годы не наблюдалось. Но автопром уже начи- нает разворот в сторону рос- сийских материалов. Так, например, «КАМАЗ» пла- номерно увеличивает долю полимеров в моделях грузо- виков. Как сообщил замести- тель главного конструктора по компонентам Хайретдин Шараев, в 2008 году на один автомобиль приходилось около 150 кг пластиков, в настоящее время их вес до- веден до 230 кг, а в планах до 2020 года — увеличить его до 550-560 кг на один автомобиль. Также можно найти более широкие сферы применения полимерных материалов для автопрома. Так, техниче- ские пены могут стать но- вой нишей для российских производителей, считает руководитель направления «Технические пены, покры- тия и аксессуары» компании «К-Флекс» Сергей Скури- хин. По его оценке, объем российского рынка техни- ческой пены на основе рези- ны для автомобилестроения составляет 100 тыс. м 2 /год. При расширении примене- ния рынок может быть и бо- лее емким. Сырьевой рынок непло- хо себя чувствует даже при спаде в автопроме, а вот переработчики нуждаются в локальном сырье, которое может улучшить экономику их производства. По данным старшего аналитика ЦЭП «Газпромбанка» Кирилла Никоды, объем импорта ав- токомпонентов и деталей в 2015 году составил 6,5 млрд долл. Потенциально это резерв для импортозамеще- ния. Сырьевики, безуслов- но, работают над новыми материалами, но принципи- ально инновационные про- дукты требуют инвестиций, технологий и государствен- ного масштаба. Надо признать, что авто- мобильная отрасль не обде- лена вниманием государства. В 2015 году каждый третий новый автомобиль был про- дан с использованием одной из мер господдержки. В 2016 году таким образом бу- дет реализовано 40-50% ав- томобилей. В целом на под- держание спроса в текущем году будет инвестировано 46,8 млрд руб. госсредств. Тем не менее падение рынка значительно — до 37%, поэтому большинство участников конференции в ходе интерактивного голо- сования признало, что авто- мобильной отрасли требует- ся больше финансирования и конкретики в условиях получения льгот. «Ежегодно государство вливает в автопром прямо или косвенно очень серьез- ные деньги, — резюмиру- ет генеральный директор INVENTRA Николай Аса- тиани. — Субсидии, до- тации, льготные условия, стимулирование спроса, докапитализация крупней- шего производителя для компенсирования его убыт- ков — все эти меры при- званы помочь автоконцер- нам не только удержаться на плаву, но и продолжить развиваться».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=