Plastiks_6_2019
СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 6 ( 1 9 0 ) 2 0 1 9 w w w . p l a s t i c s . r u 12 В сфере авиационных технологий при- знается, что полимерные материалы обла- дают таким комплексом эксплуатационных и технологических свойств, который позво- ляет решать конструкционные задачи, воз- никающие при разработке и материальном воплощении летательных аппаратов. Приведем перечень наиболее часто из- готавливаемых из полимеров деталей само- лета: —конструкционные элементы: обтекате- ли дверей, детали фюзеляжа, детали хвоста самолета, крылья, закрылки, предкрылки, ящики, панели, детали дверей корпуса са- молета, электротехнические компоненты, кабельная продукция, детали крепежа, под- шипники, втулки, детали системы заправки, детали топливных систем; —оборудование и системы: детали систем контроля и управления (включая систему вентиляции и управления температурными режимами, систему управления двигателем), электрические системы посадки, датчики, электронные пускорегулирующие устрой- ства, система управления освещением, система борьбы с обледенением, системы управления полетом, системы контроля открытия и закрытия дверей, главная и пе- редняя стойки шасси, рулевое управление, система уборки и выпуска шасси, система укорачивания стоек шасси, колеса, тормоза; — компоненты двигателей: детали систе- мы двигателей и турбин, втулки подшипни- ков для направления лопаток, обтекатели; — изоляционные компоненты: уплотни- тельные кольца, покрытия радаров, крутя- щие элементы цилиндров, фиксирующие детали; — элементы интерьера салона: кресла, обивка стен салона, освещение салона, обо- рудование и компоненты кухни, остекление, информационные табло, а также детали си- стемы охлаждения, кислородной системы, системы подачи питьевой воды, системы вакуумного удаления отходов, погрузочно- го оборудования. Данный список отнюдь не исчерпы- вающий. Количество полимерных деталей различного размера и назначения, при- сутствующих в конструкции современно- го пассажирского самолета, достигает не- скольких сот единиц. В настоящее время доля полимеров в отечественных самолетах (типа «Ту-204», «Ил-96», Sukhoi Superjet 100) составляет от 5 до 15%, а в различных марках широкофюзеляжной зарубежной техники— от 22 до 39%. Требования к авиапластикам С точки зрения применения в авиаци- онной технике полимерные материалы подразделяют на две большие группы: кон- струкционного и декоративного назначе- ния. Задача пластиков первой группы за- ключается в обеспечении механических и аэродинамических свойств самолета, вто- рая группа нужна для получения необходи- мого уровня эргономики в кабине пилотов и создания эстетичного и комфортного ди- зайна в пассажирском салоне. Эти две группы полимеров различаются и с точки зрения сугубо химической: для обе- спечения механических и аэродинамических свойств летательного аппарата используются преимущественно композиционные матери- алы на основе реактопластов, армированные стекло- и углеволокном, а для внутреннего оборудования самолета и создания интерье- ра применяются преимущественно термо- пласты, в том числе в виде синтетических тканых и нетканых материалов. Требования к материалам авиастроения, в том числе к полимерным, довольно часто ме- няются, причем, как правило, в сторону все большего ужесточения: изделия из полимеров должны сохранять механические свойства по крайней мере на 80% от начального уровня во всем диапазоне рабочих температур при максимально возможной влажности окру- жающей среды; полимерные композиты не должны вызывать коррозию при контакте с цветными и черными металлами, иметь грибостойкость менее 3 баллов и соответ- ствовать отечественным (АП 25) и междуна- родным (FAR 25) нормам пожаробезопасно- сти, а именно по параметру горючести время остаточного горения не должно превышать 15 с, а по параметру дымообразования удель- ная плотность дыма должна быть менее 200. Имеются и другие требования к полимерным материалам, используемым в авиастроении, но в связи с недавней катастрофой, произо- шедшей с самолетом Sukhoi Superjet 100 на рейсе Москва —Мурманск, в фокусе внима- ния оказались нормы пожаробезопасности полимерных материалов, поскольку именно В современном мире, когда свобода передвижений воспринимается как неотъемлемая часть жизнедеятельности человека, все больше внимания уделяется безопасности авиаперевозок. Гарантированная защита пассажира от нештатных ситуаций во время полета рассматривается даже не как конкурентное преимущество той или иной авиакомпании, а как обязательное условие оказания услуги авиаперевозки. К сожалению, мало кто задумывается о том, что порой жизнь пассажиров в случае аварии или возгорания напрямую зависит от полимерщиков Лиля ГУСЕВА, к.х.н., независимый эксперт Пожаробезопасность авиапластиков
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=