Plastiks_6_2019

СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 6 ( 1 9 0 ) 2 0 1 9 w w w . p l a s t i c s . r u 13 пожар в салоне самолета послужил причиной гибели большого числа людей. Вопросы авиационного материало- ведения находятся под надзором. Уже более 80 лет ими занимается Всероссий- ский институт авиационных материалов (ФГУП «ВИАМ» ГНЦ). Именно он опре- деляет облик современной отечественной авиационно-космической техники с точки зрения материалов, в которых будет вопло- щена конструкторская мысль. ВИАМ ведет разработки и по государственным програм- мам, и по договорам с ведущими компани- ями авиационно-космического комплекса. Однако опубликованные в открытой печати результаты научно-исследовательских работ Всероссийского института авиационных ма- териалов, честно говоря, не впечатляют. Точ- нее говоря, не впечатляли до того момента, пока я не прочитала в одной из статей бук- вально следующее: «Алюминиевые обшивки фюзеляжа под действием высокой темпера- туры и пламени прогорают в течение 30-90 с. После этого пламя начинает воздействовать на внутренние материалы — теплозвукои- золяцию, панели пола, стен, перегородок багажных и пассажирских салонов. После разрушения или прогорания панелей пламя проникает внутрь пассажирского салона, где под воздействием высоких температур возникает объемная вспышка материалов интерьера, что делает выживание людей невозможным» [1]. Это цитата из статьи, опубликованной 8 лет назад. И это точное описание того, что произошло во время пожара, возникшего при посадке самолета Sukhoi Superjet 100 в мае 2019 года. Зарубежные компании серьезно подходят к вопросу поставки полимерных компонен- тов и деталей для авиастроения. Например, компании Ensinger и Victrex Manufacturing, зарегистрировавшие большой спектр тор- говых марок материалов для авиационной промышленности, утверждают, что высоко- эффективные пластики для авиастроения — это сочетание низкого веса и огнестойкости. Ensinger в соответствии с высокими требо- ваниями, предъявляемыми к аэрокосмиче- ской промышленности в мировоммасштабе, берет на себя ответственность за входной контроль получаемого сырья, готовит специ- фикации сырья, в том числе в ряде случаев спецификации и по составу продукта, осу- ществляет контроль готовой продукции, выдачу актов проверки и многое другое. В дополнение к этому компания предлагает полный пакет документации и прослеживае- мость для всех материалов и процессов про- изводства. Каждый этап изготовления поли- мерного изделия авиационно-космического назначения (компаундирование, экструзия полимерных заготовок, производство го- товых деталей путем литья под давлением и механической обработки) подвергается жесткому контролю и документированию. Температурные допуски полимеров По диапазону рабочих температур пласт- массы подразделяются на три класса: — стандартные полимеры с рабочей тем- пературой до 100°С; — инженерные пластмассы, характери- зующиеся диапазоном рабочих температур от 100 до 150°С; — высокотемпературные полимеры, спо- собные «работать» при температуре от 150 до 300°С. К группе стандартных полимеров относят полиэтилен, полипропилен, полистирол, полиакрилонитрилбутадиенстирол, стирол- акрилонитриловый пластик, полиметилмет- акрилат, полифениленоксид. В число инже- нерных полимеров входят поликарбонат, раз- ныемаркиполиамида, полиэтилентерефталат, полибутилентерефталат, полиоксиметилен (POM), поли-4-метилен-1 (PMP). К высо- котемпературным относятся полисульфон (PSU), полифениленсульфон (PPSU), поли- эфирсульфон (PES), полиэфир-имид (PEI), полиамидимид (PAI), полиимид (PI), поли- винилиденфторид (PVDF), политрифтор- хлорэтилен (PCTFE), политетрафторэтилен (известный у нас как фторопласт-4) (PTFE), перфторированный сополимер (известный также как перфторалкоксисополимер) (PFA), полифениленсульфид (PPS), полиэфиркетон (PEK), полиэфирэфиркетон (PEEK), поли- эфиркетонэфиркетонкетон (PEKEKK), со- полимер этилена и тетрафторэтилена (ETFE), полипарафенилен (PPP) и другие полимеры,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=