Plastiks_6_2019

СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 6 ( 1 9 0 ) 2 0 1 9 w w w . p l a s t i c s . r u 14 которые в рамках отечественной нефтехими- ческой промышленности иначе как экзоти- кой и не назовешь. Отнесение того или иного компаунда к одной из вышеприведенных групп не столь очевидно, как это имеет место в случае по- лимера, выполняющего роль связующего в компаунде. Наполнители, как известно, по- разному могут влиять на физико-химические свойства композиции на основе полимерно- го связующего. Тем не менее общие подходы базируются на представленной выше клас- сификации полимеров. Кроме того, надо понимать, что в боль- шинстве своем наиболее распространенные полимерные материалы, в том числе те, ко- торые использует авиастроение, — это про- дукт нефтехимии и, следовательно, горючи уже в силу своего происхождения. Поэтому в вопросе обеспечения пожаробезопасности на борту самолета основная ставка делается на использование антипиренов, поскольку применение большинства материалов, ко- торые были выше указаны в составе группы высокотемпературных полимеров, суще- ственно удорожает оснащение летательного аппарата и, соответственно, его конечную стоимость, что в свою очередь ведет либо к снижению рентабельности эксплуатации воздушного судна, либо к повышению цены билетов для пассажиров. Безопасность, без- условно, дороже денег, но в момент покупки билета на самолет будущий пассажир чаще думает о состоянии своего кошелька, неже- ли о том, из какого материала изготовлена крышка багажной полки над сиденьем. Регламентация огнестойкости В нашей стране действуют «Авиацион- ные правила. Часть 25. Нормы летной год- ности самолетов транспортной категории», подготовленные Межгосударственным авиационным комитетом и утвержденные Постановлением 28-й сессии Совета по авиации и использованию воздушного про- странства от 11 декабря 2008 года. Пункт 25.853 Авиационных правил говорит о том, что на все отсеки, занимаемые экипажем или пассажирами, распространяется следующее требование: материалы, включая облицовку или декоративные покрытия, нанесенные на материалы, должны удовлетворять при- менимым к ним критериям испытаний на огнестойкость, предписанным в Приложе- нии F Авиационных правил, независимо от пассажировместимости самолета. На самолетах вместимостью 20 или более пассажиров требованиям к воспламеняемо- сти должны также удовлетворять внутренние панели потолка и стен (здесь почему-то име- ется оговорка «кроме плафонов освещения и иллюминаторов»); перегородки (кроме про- зрачных панелей), необходимые для повы- шения безопасности в кабинах; конструкции буфетов, включая наружные поверхности сложенных тележек, стандартных контей- неров и стенок емкостей, подверженные внешним воздействиям; большие шкафы или места для размещения в кабинах и са- лонах (кроме мест для размещения под крес- лами и мест для хранения небольших пред- метов, таких как журналы и карты). Большой перечень требований относится и к материа- лам, используемым для отделки и оснастки грузовых и багажных отсеков. Пункт 25.865 Авиационных правил предусматривает по- жарную защиту органов управления, узлов крепления двигателей и других конструк- ций, обеспечивающих полет, — все эти узлы и системы, расположенные в установленных пожароопасных зонах или в смежных зонах, которые могут быть подвержены влиянию пламени из пожароопасной зоны, должны быть изготовлены из огненепроницаемого материала или быть защищены так, чтобы они могли выдерживать воздействие пожара. Согласно упомянутому Приложению F Авиационных правил, во внутренних отсеках самолета, занимаемых экипажем или пасса- жирами, панели облицовки потолка и стен, перегородки, конструкция буфета, стенки больших шкафов, настилы конструкций, а также материалы, используемые в конструк- ции отсеков для размещения, должны быть самозатухающими при испытаниях в верти- кальном положении (речь идет о результатах испытаний, проведенных по утвержденным методикам) 1 . Аналогичные требования сфор- мированы и для покрытия пола, текстильных 1 Средняя длина обугливания не должна превышать 152 мм, а средняя продолжительность горения после удаления источника воспламенения не должна превышать 15 с. Отделяющиеся от испытываемого образца капли не должны гореть после падения в среднем более 3 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=