Plastiks_6_2019

СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 6 ( 1 9 0 ) 2 0 1 9 w w w . p l a s t i c s . r u 16 того, как минимум у 2/3 общего количества испытанных подушек потеря массы не долж- на превышать 10%. В отношении огнестой- кости подушек пассажирских кресел все описано очень подробно. С точки зрения пожаробезопасности в самолете оценивается и другая внутренняя оснастка самолетов, причем в каждом случае могут определяться иные индивидуальные параметры, так как различные виды оснаст- ки самолета имеют различное назначение. Так, например, облицовки грузовых отсеков испытывают с целью оценки их способности ограничивать распространение пламени. В таком испытании не должно быть зафик- сировано проникновение пламени горелки (при горении дизельного топлива с расходом 7,6 л/ч) через любой из образцов в течение 5 мин после подведения источника пламени, а максимальная температура, измеренная на расстоянии 100 ммнад верхней поверхностью испытываемого в горизонтальномположении образца, не должна превышать 205°C. Кроме того, в соответствии с ГОСТ 24632-81 «Материалы полимерные. Методы определения дымообразования» проводятся испытания для определения характеристик выделения дыма материалами отделки сало- на. Критерии годности материала следую- щие: удельная оптическая плотность дыма (DS), полученная путем осреднения пока- заний для каждого из трех образцов после 4 мин, не должна превышать 200. Коварное остекление Пункт 25.775 Авиационных правил име- ет отношение к остеклению кабины (лобо- вые стекла) и пассажирского салона (окна) и предусматривает, что внутренние панели стекол должны быть изготовлены из мате- риала, не разбивающегося на осколки. И это, пожалуй, все, на чем акцентируется внимание в отношении остекления воз- душного судна. Огнестойкости подушек пассажирских кресел уделяется значитель- но больше внимания, нежели огнестойко- сти остекления. В связи с этим процитирую еще раз материалы ВИАМ, опубликованные в 2011 году: «Характеристика стойкости ма- териалов внешнего контура к сквозному прогоранию является одной из определяю- щих для сохранения жизни людей и должна быть регламентирована». Прошло много лет, а регламентации огнестойкости остекления пассажирского салона самолета в должном объеме по-прежнему нет. Катастрофическое для пассажиров раз- витие событий началось в тот момент, когда стекла иллюминаторов салона не выдержа- ли температуры за бортом салона и распла- вились. Огонь прорвался внутрь самолета. Произошло как раз то «сквозное прогора- ние», о котором говорилось в материалах ВИАМ. Критичным для этой ситуации оказался материал иллюминаторов — по- лиакрилат. Соответствовал ли на самом деле материал иллюминаторов требованиям АП 25 и FAR 25—этого в ходе подготовки статьи выяснить не удалось. Впрочем, и у экспер- тов проверяющих инстанций также до сих пор много вопросов к обеспечению пожа- робезопасности пассажиров и реализации мероприятий противопожарной защиты на борту самолета. Эксперты признают, что полимеры в де- талях остекления самолетов рассматривают- ся (наряду с металлическими материалами) как силовые конструкционные материалы внешнего контура самолета и относятся к группе пластиков, разрушение которых приводит к катастрофе. Довольно давно в качестве полимерного материала для осте- кления пассажирского салона самолетов был выбран полиметилметакрилат. От других по- лимерных материалов он выгодно отличался своей прозрачностью. Первоначально ин- тервал рабочих температурПММА составлял от -60 до +60°С. Однако детали остекления самолетов должны выдерживать разогрев и охлаждение внешней поверхностифюзеляжа в интервале температур от -60 и выше +200°С при температуре на внутренней поверхности +80°С. Кроме того, необходимо было, чтобы материал иллюминаторов обладал ресурсом, сопоставимым с ресурсом самолета. Поэто- му позднее, с развитием сверхзвуковой авиа- ции и увеличением скорости полетов, благо- даря ученым диапазон рабочих температур специальных марок ПММА расширился до +200°С и более. Были разработаны и освое- ны отечественной промышленностью тепло- стойкие полиметилметакрилатные стекла марок СО-120А, АО-120А (ГОСТ 10667-90

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=