Plastiks_6_2019

СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 6 ( 1 9 0 ) 2 0 1 9 w w w . p l a s t i c s . r u 17 «Стекло органическое листовое. Техниче- ские условия») с температурой эксплуа- тации в деталях остекления самолетов до 130°С и температурой размягчения 120°С, а также оргстекла фторакрилатные марок Э-2, Э-2У, СО-200 с температурой эксплуатации в деталях остекления самолетов до 250°С и температурой размягчения 180-200°С. Для этих марок ПММА был накоплен опыт эксплуатации до 20-30 лет. Отмечу, что на тот момент (период заката СССР) теплостойкие фторакрилатные оргстекла марок Э-2, Э-2У, СО-200 не имели анало- гов в мире. Однако в 1990-е годы, в период смены социально-экономического уклада в нашей стране, производство фторакрилат- ных оргстекол было прекращено, а в настоя- щее время не может быть восстановлено по экологическим и экономическим причинам. Отечественная наука в лице ВИАМ и ФГУП «НИИ полимеров» осуществила ряд разработок и комплексные испытания ПММА редкосшитой структуры с диапа- зоном рабочих температур до +200°С, под- твердив их повышенную прочность, мо- дуль упругости, стойкость к воздействию термоударов до 200°С. Была разработана технология физического модифицирова- ния —молекулярной ориентации оргстекол редкосшитой структуры. Но практическое внедрение пока, увы, отсутствует… Мировой опыт Действительно, во всем мире для изготов- ления иллюминаторов летательных аппара- тов используют преимущественно ориенти- рованный полиметилметакрилат. Согласно официальным данным, ил- люминаторы пассажирского салона Sukhoi SuperJet 100 выполняются из ПММА, имеют овальную форму с размерами 270 × 380 мм и устанавливаются между шпангоутами с ша- гом 500 мм. Вырезы в обшивке окантованы штампованной рамой, в которую заклады- ваются стекла. Стеклоблок иллюминатора состоит из наружного стекла (листа ПММА) толщиной 10 мм и внутреннего (также листа ПММА) толщиной 4 мм. На мировом рынке полиметилметакри- лат как в виде гранулята, так и в виде листа предлагают более 20 предприятий. Однако обширное на первый взгляд предложение в действительности отнюдь не таково. Боль- шая часть листового ПММА, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, идет на нуждымебельной, электротехнической, сан- технической отраслей, а также рекламного сектора. Кроме того, листовой ПММА для целей авиастроения должен быть специаль- ным образом ориентирован и соответство- вать строгому оптическому контролю, что не всегда удовлетворяет рыночные интересы производителей листового ПММА. Одним из наиболее давних игроков ми- рового рынка полиметилметакрилата явля- ется компания Rohm (ранее известная как Rohm&Haas). И в настоящее время она по- прежнему сохраняет свои лидирующие по- зиции в сегменте производства полимерных материалов, в особенности для остекления воздушных судов. Заслужившим доверие на рынке авиа- строения материалом от компании Rohm является лист PLEXIGLAS ® для остекления военных и гражданских самолетов. Этот ли- стовой материал не только атмосферостой- кий, весит в два раза меньше стекла, но и обеспечивает превосходную механическую стойкость (в 11 раз устойчивее к излому в сравнении со стеклом), а также обладает превосходными оптическими свойствами. Материал по достоинству был оценен не только отечественными авиастроителями. PLEXIGLAS ® отвечает военно-техническим требованиям ВВС США и сертифицирован по широкому кругу нормативной докумен- тации в различных странах мира. Однако имеется ли в составе даже этого замечательного во всех отношениях матери- ала антипирен, узнать так и не удалось. По всей видимости, общая тенденция мирово- го рынка в сегменте ПММА — это создание листа с максимально возможными декора- тивными и оптическими свойствами, а вот вопрос огнестойкости так и остается без внимания. Скорее всего, одно из двух: либо технологически отсутствует возможность введения антипиренов в лист ПММА, либо авиационная промышленность так и не при- дает значения безопасности пассажиров в условиях нештатной ситуации, когда потен- циальной угрозой является огонь на внеш- ней стороне фюзеляжа. Между тем пора уже осознать уроки катастрофы с Sukhoi Superjet 100 в Шереметьеве. Fire Resistance of Aviation Plastics Lilia Guseva In the modern world where freedom of movement is perceived as an integral part of human life, increased attention is paid to air travel safety. Guaranteed protection of passengers from emergencies during a flight is not even seen as a competitive advantage of an airline no more but as a key prerequisite for providing air transportation services. Unfortunately, it is far from being common knowledge that every now and then, passenger lives in an accident or a fire depend directly on plastic processors. Литература 1. Барботько С.Л., Шур- кова Е.Н. О пожарной безопасности материалов, используемых для изго- товления внешнего кон- тура самолетов // Пожа- ровзрывобезопасность. — 2011. — Т. 20. — №10.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=