Plastics_6_2024

П Л А С Т И К С № 6 ( 2 4 5 ) 2 0 2 4 w w w . p l a s t i c s . r u 13 СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ де, причиняемый пластиком, химически- ми веществами, связанными с пластиком и пластиковыми отходами, выходит за рамки национальных границ, носит пла- нетарный по своему масштабу и имеет непропорциональный характер, воздей- ствуя на здоровье и благополучие людей в беднейших странах мира». Однако полимеры в промышленных масштабах производятся всего 70 лет. А, к примеру, судостроение насчитыва- ет тысячелетия производства и спуска на воду всякого рода плавсредств, в том числе кораблей, изготовленных из ме- талла. Корабли время от времени тонут в результате штормов или войн. Историки мореплавания посчитали: 3 млн кораблей лежит на дне морском, не считая лодок и мелких плавсредств. Представьте, сколь- ко продуктов окисления железа, меди, сколько всяких солей металлов «обогати- ло» Мировой океан вследствие постепен- ного разрушения утонувших кораблей. Деревянные суда тоже вносят свою лепту в общую картину состояния Мирового океана. Между тем, никто не предлагает запретить производить сталь и строить корабли. Такая идея кажется сумасшед- шей, ведь металлургия — это базис про- мышленности. Но в современном мире, в XXI веке, полимеры— такой же фундамент экономики, их невозможно просто взять и выкинуть, не обрушив все здание. Интересно, что практически в начале исследования Комиссии Миндероо-Мо- нако дается ссылка на статью, которая подробно разобрана в предыдущем но- мере журнала «Пластикс» [2]. Полагаю, что любой документ, опирающийся на статью Ричарда Томпсона «Потерянные в море: где весь пластик?» сразу можно заподозрить в фальсификации и подта- совке фактов. Неопределенности и противоречия Читаем дальше. «Дополнительное ко- личество пластикового мусора в океане состоит из химически насыщенных ми- кро- и нанопластиковых частиц (МНЧ) и волокон, которые в основном образуются в результате разложения полимерных от- ходов. Многие пластмассы, по-видимому, способны противостоять разложению и могут сохраняться в окружающей среде в течение многих десятилетий». Непо- нятно, в чем видят проблему и основную опасность пластмасс авторы доклада Комиссии Миндероо-Монако: в том, что полимерные материалы разлагаются или, наоборот, не разлагаются? Тогда, если это в данный момент неясно, то следует ли при таком уровне объективности ин- формации заявлять о безусловном вреде и принимать решения о запрете? У структуры этого доклада есть инте- ресная особенность – в нем есть вставки. В основном тексте полимеры обвиняются, а во вставках неожиданно говорится, что от полимеров есть и польза. Затем снова идет текст со ссылками на большое число научных источников, которые свидетель- ствуют о безусловном вреде полимеров. Таким своеобразным способом авторы доклада, наверное, хотели создать ви- димость объективности своего исследо- вания. Или оставили себе отходные пути, чтобы сохранить лицо. Кстати, в докладе Комиссии Минде- роо-Монако упоминается компания «СИ- БУР» как одна из «вертикально-интегри- рованных компаний, которые производят уголь, нефть и газ, а также пластмассы и нефтехимические продукты, отказывают- ся от производства ископаемого топлива в ответ на растущий спрос на возобнов- ляемые источники энергии, а также рас- ширяют свои мощности по производству полимеров». Сама по себе приведенная фраза доклада слишком противоречиво сформулирована, поэтому смысл этого филологического пируэта оставим за рамками сегодняшней темы. Но знает ли компания «СИБУР», что она, наряду с Sinopec, ExxonMobil, PetroChina, нефте- перерабатывающими заводами Омана и индийской HPLC-Mittal, оказывается, несет ответственность перед мировым сообществом за все происходящее без- образие, то есть за успешное развитие мировой отрасли полимеров? Особенно с учетом того факта, что именно полимер- ная отрасль обеспечила материальный базис для спасения мира от пандемии коронавируса, задействовав в кратчай- шие сроки все производственные мощно- сти, произвела необходимое количество материалов, обеспечив все больницы необходимыми средствами защиты и по- мощи больным, обеспечила население всех стран мира всеми необходимыми предметами для выживания. Капитан Очевидность Местами доклад Комиссии Минде- роо-Монако заслуживает звания «капи- тан Очевидность». Например: «Желез- нодорожный транспорт используется

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=