Plastics_7_2011

w w w . p l a s t i c s . r u 34 ТЕМА НОМЕРА /ПЛАСТИКИ ДЛЯ АВТОПРОМА П Л А С Т И К С № 7 ( 1 0 1 ) 2 0 1 1 много сил, чтобы утром от- полировать кузов; — у старых сидений продавливались пружины. На них сразу же натягивали чехлы, так как материалы, из которых они были сде- ланы, легко протирались и выгорали; — обшивка и пол были сделаны не из звукопогло- щающих материалов, поэто- му кузов громыхал иногда, как контрабас; —когдашел дождь, капли воды могли попадать сквозь изоляцию окон в салон. Тем не менее уже тог- да легковой автомобиль в среднем содержал около 10 кг пластмассовых компо- нентов. В настоящее время этот показатель колеблется в пределах 150-200 кг без уче- та веса синтетического кау- чука в шинах, полимерных лаков, клеевых материалов, текстильных волокон. Сегодня только люксо- вые модели представляются объектами престижа и сим- волами некоего статуса, для большинства же населения автомобиль стал предметом необходимости. По стати- стике, из 1 тыс. граждан 765 являются автовладельцами в США, 516 — в Германии, 156 — в России. Такой мощ- ный клиентский потенциал ставит перед автомобильной индустрией задачи, которые решить сегодня можно толь- ко с помощью полимерных материалов. Автомобиль должен слу- жить долго, а коррозия ме- талла — самый главный враг прочности. Пластики же не ржавеют. Автомобиль должен быть удобным и надежным. Си- денья из формованного по- лиуретана, в зависимости от потребности жесткие или мягкие, обеспечивают удоб- ство, пластиковые детали в отделке салона гарантиру- ют комфорт и защищают от возможных травм. Автомобиль должен нравиться покупателю. У конструкторов появилась свобода дизайна, ведь пла- стик позволяет получать сложные формы, которые невозможно создать из ме- талла, формы, улучшающие аэродинамику автомобиля (обтекаемость), что в резуль- тате приводит к сокращению потребления топлива. Автомобиль должен быть экономичным в эксплуа- тации. А это, прежде всего, вопрос веса машины. При прохождении расстояния в 100 км автомобиль потребля- ет в среднем 1 литр бензина в США и около 0,6 литра — в Европе на каждые 100 кг соб- ственного веса. Таким обра- зом, сократив вес машинына 100 кг, можно уменьшить по- требление бензина на 0,6-1 л на 100 км. Показатели потребления бензина новыми автомо- билями за последние годы значительно сократились. Произошло это не только благодаря улучшению кон- струкции двигателей, но и потому, что используемые пластики делают автомоби- ли легче. Еще во время работы над проектом пластикового автомобиля LEV-K-67 тех- нологами Bayer на основе формованного полиуретана был разработанматериал для автокресел, впервые приме- ненный уже на Volkswagen K70. До этого автокресла на немецких машинах изго- тавливались из каучукового волокна — натурального материала, соединенного с латексом. Разработка по- лиуретановых интегральных пен открывает и другие но- вые применения. Эластичная пена Bayflex впервые была использована для производства подлокот- ников в машине Volkswagen «Жук». Также на машинах марки Volkswagen впервые начали заполнять пустые пространства кузова по- лиуретановой пеной, чтобы предотвратить коррозию и снизить уровень шума. Но настоящим пионером в использовании пластиков стал Porsche. Уже в 1969 году данный автопроизводитель начал выпуск бамперов из Bayflex. Инженеры из ан- глийской компании Leyland (позже Rover) пробовали делать кузов для машины Mini Cooper из жестких пен Baydur. Следующее десятиле- тие принесло множество новых разработок: решет- ку радиатора и молдинги, блинкеры, корпус заднего фонаря, консоль, детали дверей, оконные налични- ки, дверные ручки, крыш- ку топливного бака, на- ружные зеркала, колпаки колес, фары, панель при- боров, дворники и многое другое стали производить из различных стандартных и высокотехнологичных пластиков. Такие названия, как в прошлом — Leguval, Novodur, и в настоящем — Pocan, Bayblend, Durethan, Makrolon, Baydur, Bayflex, Termaloy, содержащиеся в технических описаниях ав- томобилей, говорят о том, что весь широкий ассор- тимент полимерного сырья Bayer MaterialScience про- должает активно использо- ваться в новых разработках. Вряд ли в списке автопроиз- водителей от «АВТОВАЗа» до Volkswagen можно найти хоть одного, который не яв- ляется клиентом компании Bayer MaterialScience. Сегодня разработчики преследуют определенную цель — пополнять ассор- тимент высококлассных инновационных конструк- ционных материалов для ре- шения экологических про- блем, связанных с выбросами углекислого газа, в том числе и транспортными средства- ми. Ежегодно подразделение Bayer MaterialScience инве- стирует в эти исследования 240 млн евро. Ноу-хау ищут- ся в модификации пластиков и в их различной комбина- ции, в вариации исходных продуктов и в новых методах производства. Automotive plastics: success story Some automotive things we consider as usual ones such as soft polyurethane seats, interior elements made of soft- touch plastics, polymer bumpers andmany other things dur- ing 60s were really curious. Nowadays plastics have already “conquer” automotive applications and steadily increase their share. However now they face new challenges.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=