Plastics_7_2012

w w w . p l a s t i c s . r u 43 СПЕЦТЕМА/ АВТОПЛАСТИКИ П Л А С Т И К С № 7 ( 1 1 3 ) 2 0 1 2 Этимэлектротранспортвыгодноотличается от транспорта сДВС, которыйработает эффек- тивно лишь в узком диапазоне оборотов. Кроме того, электрический двигатель не выделяет при работе вредных газов и теряет меньше энергии в виде тепла. Поэтому го- родской электрический транспорт улучша- ет экологическую обстановку как минимум локально, вынося загрязнения с городских улиц. Не менее важна способность электро- транспорта к рекуперации, то есть возвра- щению части энергии в электросистему при торможении. Сейчас перед человечеством стало множе- ство новых проблем, в том числе связанных с автомобилями. Первая из них — непрерыв- ный рост количества автомобилей, который может привести к тому, что нефтедобыча и нефтепереработка окажутся неспособными обеспечить нужное количество топлива. Вторая — проблемы экологии. Противники электромобилей, а есть и та- кие, приводят, в частности, такой аргумент: общий КПД энергосистемы, с учетом всех потерь электричества по пути к двигателю электромобиля, сравним с КПД двигателя внутреннего сгорания, а выбросы от сжига- ния мазута и угля для получения электри- чества даже опаснее, чем от современных двигателей. Эта позиция могла бы иметь смысл, если бы двигатели автомобилей работали в опти- мальном режиме. В современных условиях большинство автовладельцев — жители го- родов, а при движении в городском цикле эффективность использования топлива уменьшается на 30-50 процентов. И более того, в перенаселенных мегаполисах зато- ры на дорогах — обычное явление. В этих заторах большая часть топлива, которое мог- ло бы стать ценным сырьем, сжигается во- обще без совершения какой-либо полезной работы. Это намного хуже, чем топить печь ассигнациями. По этим причинам замена ДВС на элек- тродвигатель может значительно повысить эффективность использования энергии и улучшить экологическую ситуацию. За последнее время интерес к электро- мобилям значительно вырос, началось их крупносерийное производство, а во многих странах были запущены государственные программы по стимулированию спроса на такие автомобили. Эра «электромобильности» Слабое место любого электротранспор- та, не привязанного к проводам — аккуму- ляторные батареи. Они, как правило, достаточно тяже- лые, на данный мо- мент дорогие, под- вержены влиянию внешних факторов, а иногда небезопас- ны. Существующие сейчас аккумулято- ры обеспечивают значительно мень- ший, в сравнении с традиционными автомобилями, запас хода, а простое увеличение количества батарей приведет к потере энергетической эффек- тивности из-за их массы. Экологические проблемы при их произ- водстве и утилизации также значительны. С другой стороны, электромобиль проще по механическому устройству и теоретиче- ски может быть менее требователен к тех- ническому обслуживанию. Дорогу массовому производству автомо- билей, использующих электрическую тягу, открыл начатый в 1997 году выпуск Toyota Prius с гибридной силовой установкой. Ав- томобиль оснащен бензиновым двигателем и двумя электрическими мотор-генераторами. Как правило, на малых скоростях Prius ис- пользует только электрическую тягу, и ДВС подключается исключительно для подзаряд- ки аккумуляторов. При очевидных проблемах энергетиче- ской эффективности (ведь каждому из ком- Рисунок 2. Автомобиль с гибридной силовой установкой Toyota Prius ЦИТАТА Самыммногообещающим типом автомобиля в будущемможно считать элек- трический, но пока он еще недостаточно усовершенствован. Электрические двигателинедают нишума, никопоти, они, бесспорно, удобнееисовершеннее всех других, но А. (автомобиль. — Прим. ред. ) должен везти свой источник энергии: аккумуляторную батарею, которая пока еще слишком тяжела и не- прочна. Поэтому невозможно возить с собою запас энергии на длинный путь, а вновь заряжать аккумуляторы и заменять истощенные другими возмож- но лишь при езде в городах или от одной специально устроенной станции до другой. Существуют уже более легкие аккумуляторы Эдисона, но они еще не получили распространения, так как, вероятно, еще недостаточно усовершен- ствованысвоимизобретателем. Электрические А. были пущеныв обращение Jeantaud и многими другими с самого начала автомобилизма: на конкурсе 1904 года в Париже были даже, по-видимому, парадоксальные А. Жанто и Крижера: газолиново-электрические, действовавшие недурно. В нем газоли- новый мотор приводил в движение динамо-машину, которая давала ток для электрического двигателя; оказалось, что такая электрическая трансмиссия поглощаетпроцентовна20меньшеэнергии, чемобыкновеннаямеханическая, и удобна для регулирования скорости. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона). —Доп. Том I (1). — 1905. — Статья «Автомобиль». — С. 32-34.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=