Plastics_7_2012
w w w . p l a s t i c s . r u СПЕЦТЕМА/ АВТОПЛАСТИКИ П Л А С Т И К С № 7 ( 1 1 3 ) 2 0 1 2 Российская специфика На данный момент официальными по- ставками электромобилей в РФ занимает- ся одна компания — представитель ком- пании Mitsubishi «Рольф импорт». Модель Mitsubishi i-MiEV предлагается по цене 1,8 млн рублей, что справедливо позволяет назвать ее «игрушкой для богатых». В этом году открылась и первая сеть за- рядных станций, сейчас в Москве их семь, причем некоторые позволяют зарядить ак- кумулятор в экспресс-режиме. В качестве основных причин, препят- ствующих широкому распространению электромобилей у нас в стране, как правило, называются инфраструктурные проблемы и огромные расстояния. Однако в конечном счете использование электромобилей в крупных городах возможно и при этих об- стоятельствах. Главным препятствием на пути электро- мобилей в России представляется климат. На большей части территории страны зима продолжается 4-6 месяцев, а температура может опускаться ниже минус 30°C. На мо- розе меняются физико-химические свойства электролита и снижается интенсивность хи- мических реакций, за счет чего уменьшается емкость аккумуляторов любых типов. Кроме того, в таких экстремальных условиях сни- жается и ресурс аккумуляторов, а это очень значительная часть стоимости электро- мобиля. И второе: работа электрической отопительной системы в электромобиле, в отличие от автомобиля с ДВС, прямо и не- посредственно уменьшает пробег. При не- обходимости повысить температуру на 40- 50 градусов потери станут вполне ощутимы, даже без учета снижения емкости батареи. В случае литий-ионного аккумулятора на сильном морозе потеря емкости может быть больше половины и, в совокупности с необходимостью отопления и потерей ресурса, сделает потребительские свойства машины неприемлемо низкими. При ис- пользовании других типов аккумуляторов, например, металл-гидридной батареи, по- тери будут относительно невелики, однако потребительские свойства также пострадают. Аналогичный негативный эффект будет по- лучен и в случае использования отдельной нагревательной установки на топливе, по- скольку это потребует регулярного посеще- ния двух видов заправочных станций. В то же время при низких температурах общая эффективность автомобиля с ДВС повыша- ется, поскольку часть тепла, выработанного двигателем, из графы «потери» переходит в графу «полезное действие». Высокие темпе- ратуры представ- ляют для электро- мобиля намного меньшую проблему, поскольку для пита- ния кондиционера может и будет ис- пользоваться сол- нечная батарея. Безусловно, эти соображения могут быть в скором вре- мени опровергнуты благодаря созданию новых типов аккумуляторов и технологий поддержания микроклимата. В то же время непреодолимые препят- ствия для транспорта, предназначенно- го для работы в летнее время, например, электрических мопедов, мотороллеров и даже мотоциклов, отсутствуют. В регионах нашей страны с мягким климатом исполь- зование электромобилей может оказаться вполне оправданным, и с этой точки зре- ния Сочи и черноморское побережье во- обще как нельзя лучше подходят для экс- периментов с внедрением автономного электротранспорта. В настоящий момент массовые электро- мобили уступают традиционным автомоби- лям по многим характеристикам. Однако при постоянном использовании стоимость километра пробега оказывается ниже у элек- тромобиля, а если производитель или госу- дарственные органы помогают в решении проблем с батареями, то и его эксплуатация во многих случаях оказывается проще, де- шевле и приятнее. Прямо сейчас разрабатываются новые технологии, которые избавят электромоби- ли от «детских болезней» и позволят им на равных конкурировать за место в городе. С точки зрения глобальных экологических те- орий, например, «углеродного следа», совре- менные электромобили можно критиковать, но каждый электромобиль, появившийся на городских улицах, делает их чище, тише и комфортней. The second advent of electromobiles Evgeniy Drobishev From the middle of 19th century inventors have started to offer various self-moving equipages, first as a curiosity and then as an exotic vehicle. Origi- nally they were equipped with steam engines and then the first electromobiles emerged. Global ground speed records set at the end of 19th century belong exactly to electromobiles. A combustion engine, developed later on initially was inferior to its counterparts but finally it was one banked on by automotive industry of 20th century. However today we have to recall “what is forgotten”. Рисунок 7. Компания Tesla Motors сейчас выпускает спортивные электромобили 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=