Plastics_7_2012
СПЕЦТЕМА/ АВТОПЛАСТИКИ П Л А С Т И К С № 7 ( 1 1 3 ) 2 0 1 2 52 цвета. Спектрофотометры могут быть диффузными или направленной кон- фигурации. Для согла- сования цвета материала необходимо, чтобы у за- казчика и производителя компаунда были однотип- ные приборы. Визуальная оценка цвета происходит в опре- деленных условиях, под которыми подразумевают стандартизованный источ- ник излучения и заданный угол обзора образца (рис. 4). Необходимые условия для визуальной оценки цвета создают в световом кабинете. Важным моментом в создании рецептуры окраски является выбор красителей и систе- мы светостабилизации. Известно, что под воздействием солнечного излучения окра- шенные материалы подвержены изменению цвета. Эти изменения можно оценить с по- мощь ускоренных климатических испытаний, для чего образцыпомещают в климатическую камеру, в которой воспроизводят воздействие солнечного света через стекло автомобиля. Условия испытания у автопроизводителей сильно различаются. Определяют общее цве- товое отличие поверхности образцов до и по- сле испытания. Изменение цвета оценивают с помощью спектрофотометра или в баллах по так называемой серой шкале (международ- ный стандарт DIN EN ISO 105А02). Помимо лабораторных, автопроизво- дители проводят натурные испытания, для чего отливают детали и тестируют их на спе- циальных полигонах в реальных погодных условиях. Правильно подобранные в результате ис- пытаний красители и система светостаби- лизации позволят сохранить цвет изделия без изменения в течение всего периода экс- плуатации. Наиболее сложным является этап со- гласования цвета с заказчиком на готовом серийном изделии. На этом этапе у локаль- ных производителей материалов возникают определенные трудности, связанные с не- удовлетворительнымвнешнимвидомизделия из-за плохого качества поверхности литьевой формы. Часто приходится сталкиваться с тем, что на одной и той же детали в разных точках сильно отличаются цветовые характеристики, в том числе из-за неправильного расположе- ния литников или их умышленного блокиро- вания. Такие дефектыневозможно исправить за счет рецептуры материала. Идентичная проблема наблюдается с блеском поверхности — одной из наиболее важных характеристик готового изделия. Для обеспечения безопасности движения в поле зрения водителя должны присутство- вать исключительно матовые поверхности. Отблески от различных деталей не должны ослеплять водителя и мешать ему. Согласно техническим требованиям раз- ных автопроизводителей, уровень блеска интерьерных деталей не должен превышать 2,5 единицы (измерение при угле 60°). Уро- вень блеска зависит от природы материала и текстуры поверхности и измеряется с по- мощью блескомера. Таким образом, этап одобрения заказ- чиком цвета материала на готовом изделии оказывается самым сложным и ответствен- ным, и здесь локальному производителю композиционных материалов приходится тесно взаимодействовать с молд-мейкером и автопроизводителем. В процессе разработки композиционного материала ставится задача не только соот- ветствовать всем техническим требованиям автопроизводителя, но и, в конечном счете, предложить ему привлекательную цену. Сегодня на рынке композиционных ма- териалов для автопрома в основном конку- рируют крупные игроки, такие как Lyondell Basel, ExxonMobil Chemical, Sabic Innovative Plastics, имеющие собственные лаборатории и производство полимеров. Какую же роль можно отвести российским производите- лям компаундов, чьи возможности гораздо скромнее и у кого нередко возникает про- блема сырьевого обеспечения? Их ниша — доработка материала с учетомнестандартных требований потребителя, таких как быстрое обновление цветовой гаммы, а также срав- нительно небольшие объемы поставок. Localizing interior plastics Sergey Osipov, Evgeniya Schupak, Yulia Azarova Under the localization conditions foreign automotive enterprises are actively build- ing on cooperation with Russian producers of polymer composites. The main feature of such cooperation is a requirement to develop composite in strict accordance to customer’s requests or a complete copy of import counterpart. From the article by Plas- tiks Magazine experts you may learn about requirements for interior grades of thermo- plastic compounds and testing methods es- sential for their development. Блестящая зеркальная поверхность Цвет ~ 90° ~ 45° w w w . p l a s t i c s . r u Рисунок 4. Визуальная оценка цветовых характеристик образца
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=