Plastiks_7_2013

w w w . p l a s t i c s . r u ТЕМА НОМЕРА /ПРОИЗВОДСТВО ПЛЕНКИ П Л А С Т И К С № 7 ( 1 2 5 ) 2 0 1 3 приятием. В большинстве случаев дела обстоят даже хуже, чемпредставляется на первый взгляд, поскольку потериносят характер «подтекающего крана» и потому незаметны. Еще пример. Одно из крупных предприятий понесло серьезные убытки в результате фотоде- струкции пленки. Облучение солнечным светом запустило необратимый процесс разложения пленки по типу падающего домино. Мешки с дорогостоящим сырьем вскоре начали рваться, нанеся крупный урон конечному потребителю. Причина — применение добавки, в составе ко- торой присутствовал катализатор разложения пленки под воздействием ультрафиолета. Можно привести и противоположный при- мер.Пищевуюпленку часто закупают «салфеточ- ным методом». То есть покупатель идет в произ- водственный цех с белой салфеткой и проводит ей по перилам в укромных уголках линии. Нет чистоты—нет заказа. Рука рынка Производство пленок часто демонстрирует отличные экономические показатели. Взрывной рост в начале 90-х демонстрировали производи- телипакетов.Первичный голодна стретч-пленки тоже был удовлетворен всего за несколько лет. Рост производства БОПП в СНГ сделал пяти- кратный скачок за одну пятилетку. Стретч-худ в Европе завоевал прочные позиции в течение 3-летнего периода. При этом пленочный бизнес в нашей стране в отдельных секторах имеет со- вершенно разную динамику. Необходимо выделить два полюса притяже- ния — крупнотоннажный тип производства и мелкосерийный. В первом случае доминирует фактор цены, во второминдивидуальныйподход привыполнениинебольшого заказа.Несмотряна эффективность большого бизнеса, есть и всегда будут свободными от жесткой конкуренции от- дельные ниши. Средний бизнес при этом более зависим от субъективных факторов и потому ме- нее устойчив. Есть и всегда будут свободными от жесткой конкуренции отдельные секторы. Это рынки с низким «потолком» сбыта. Характерный при- мер—предприятие по обслуживаниюпотребно- стей торговли в фасовочных пакетах. Рентабельность капитала в малом бизнесе такого типа обычно невысока и прокормить не- большойколлективможно только за счет ухищре- ний вроде самостоятельной сборки экструдера из запчастей, совмещения функций и привлечения гастарбайтеров. Обитание в подобных нишах да- леко не так безопасно, как может показаться на первый взгляд. Сформированные потребности и отлаженный канал сбыта представляет опреде- ленный интерес для «акул бизнеса», которые за счет несложных рыночныхманипуляций способ- ны оставить мелких производителей не у дел. В 2012-2013 годах возрос поток запросов от банков- ских илизинговых компаний с просьбойоценить оборудование, что, наряду с другимиподобными признаками, свидетельствует об участившихся случаях закрытия небольших предприятий. Од- нако даже в этом «придонном слое» пленочного бизнеса имеются удивительные примеры рож- дения весьма эффективных предприятий. При- стальное рассмотрение причин успеха иногда вы- являет неожиданные находкипредпринимателей в области новых технологий. Кто на новенкое? Два слова о ролиинноваций. Впрактике ком- пании «Арсенал Инжиниринг» был случай, ког- да тольяттинский производитель пленки окупил оборудование за рекордные 6 месяцев за счет по- ставокнаАвтоВАЗингибиторныхпленок. Другой наш заказчик за год окупил немалые вложения в производство дефицитной ламинированной алюминиевой фольги. Можно также привести пример успешного выводанарыноктермоусадочныхпленокдляупа- ковки палет с глубокой фальцовкой, в результате чего производителем всего лишь в течение 3 лет былиприобретенытривысокопроизводительные линии. Аналогичная ситуация сложилась у заказ- чиков, которые выпускают барьернуюпленку для банковской упаковки из отечественного ПА. Один из самых амбициозных проектов в на- шейотраслисвязанспроизводствомполимерных барьерныхматериалов с нанослоемкремния. От- метим, что профессиональное сообщество пона- чалу скептически отнеслось к новинке, однако положительные отзывы потребителей внушают оптимизм. Указанные примеры заставляют пристальнее взглянуть на потенциал инноваций в крупном пленочном бизнесе. Высокотехнологичные барьерные пленки вы- пускаются многими предприятиями. Несколько фирм начали производство дорогих барьерных усадочных пленок типа «вторая кожа», которые раньше поставлялись только из-за рубежа. Нижнекамский и смоленский производите- ли пленок вкладывает ресурсы в продвижение пленок стретч-худ. Новосибирцы и питерцы— в полисветановые тепличные пленки. Производи- тели из Татарстана и Белоруссии – в сенажную продукцию. Пример одного из лидеров рентабельности – геотекстиль и геомембраны. Всвязисприродно-климатическимиусловия- ми и некоторыми другими факторами, в России потребность впленке выше, чемв среднемвмире. Хранитьпродукциюнужнодольше, везтидальше, диапазонколебаний температуршире, погодаме- нее стабильна. Рисунок 1. Доли стран-производителей пленочных экструдеров (в пересчете на производительность оборудования), % Китай Германия Италия Тайвань Остальные страны 39 24 18 14 5 МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ Измерять производство пленки в тоннах — не со- всем правильно. Удель- ный расход снижается при повышении качества и росте прочности плен- ки. Логичнее использо- вать показатели площади произведенной пленки или количество упаковок. Традиционное взвешива- ние проще, но дает иска- женную картину. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=