Plastics_7_2014

СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 7 ( 1 3 6 ) 2 0 1 4 w w w . p l a s t i c s . r u 16 «Счастливый» несчастный случай Это может показаться странным и весьма далеким от изложенных в учебниках и на- учных трудах механизмов формирования и развития конкуренции и рыночной среды, но по сути отправной точкой развития сег- мента рынка пива в пластиковых бутылках послужило такое противоправное действие, как хулиганство, и последовавшие за ним бюрократические движения чиновников госаппарата и местных властей. Факты таковы. В один отнюдь не прекрас- ный день Россия проиграла Японии в фут- больном матче Чемпионата мира 2002 года. Огорчение болельщиков в Москве, наблю- давших матч на экранах телетрансляции в центре города, вылилось в массовые бес- порядки, в ходе которых активно приме- нялись пустые стеклянные бутылки из-под пива. Чиновники вдруг вспомнили про тихо спящее под сукном к тому времени уже два года Распоряжение мэра Москвы №1054- РМ от 5 октября 2000 года «Об утверждении Временного положения о порядке органи- зации и проведения массовых культурно- просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве», согласно которому организатор массового мероприятия совместно с адми- нистрацией объекта проведения массово- го мероприятия и сотрудниками органов внутренних дел принимают меры по ис- ключению продажи пива в стеклянной таре в местах проведения массового мероприя- тия. И вскоре аналогичные постановления были приняты по всей стране. Практически на пустом месте был создан новый сегмент рынка, и это было впервые. Существовал ли тогда реальный, сформированный спрос по- требителей на пиво в ПЭТ-бутылках? Нет, не существовал. Кто был заинтересован в про- изводстве пива в ПЭТ-бутылках? Админи- стративный аппарат городов и населенных пунктов. Это был тот счастливый случай, един- ственный в своем роде, когда интересы чи- новников совпали с интересами пивоваров и переработчиков пластмасс и при этом не противоречили интересам рядовых граждан. В результате производство пива в нашей стра- не за 8 лет выросло в 2 раза — с 516 млн дал в 2000 году до 1140 млн дал в 2008 году. Затем в 2009 году начался постепенный спад произ- водства пива, но до 2011-2012 годов этоможно было рассматривать как флуктуации объема рынка вследствие его перегретости или лег- кой ажиотажности в предыдущие годы. Да, за эти годы мы стали больше пить пива: в 2002 году потребление этого напитка Административный ресурс все чаще становится основным фактором, стимулирующим или даже инициирующим развитие отдельно взятого сегмента рынка. Но ситуация, когда административный ресурс собственноручно губит тот самый рынок, который сам же и породил несколько лет назад, — это нечто до такой степени уникальное, что заслуживает особого внимания. Пионером такого подхода в наиболее явной форме является сегмент поставок пива в ПЭТ-бутылках Рисунок 1. Существующие и ожидаемые тренды производства пива в РФ в период 2015-2015 гг. Производство пива (по фактическим данным) Оптимистический прогноз Объем производства, млн дал/год Лиля ГУСЕВА, к.х.н., директор ООО «Группа информации и маркетинга» Дежавю отраслевого масштаба

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=