Plastics_7_2014

СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 7 ( 1 3 6 ) 2 0 1 4 w w w . p l a s t i c s . r u 17 на душу населения в нашей стране увеличи- лось на 45 л, а через 10 лет — в 2012 году — выросло до 74 л 1 , то есть в 1,65 раза (рис. 1). Способствовало ли этому увеличение про- изводства пива в ПЭТ-бутылках? Да, спо- собствовало: потребитель получил пиво по более низкой (на 15%) цене и в более удоб- ной таре. Уже того, что описано выше, было бы вполне достаточно, чтобы внести этот мар- кетинговый казус в учебники для студентов, изучающих бизнес, экономику и муници- пальное управление… Свое — запретить, импортное — разрешить Однако сюжет оказался не так прост, как показалось вначале. В лучших традициях приключенческого жанра вдруг открылось нечто, чего не ждали, а именноФедеральный закон РФ от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании произ- водства и оборота этилового спирта, алко- гольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». То есть сам-то за- кон ни для кого никакой опасности не пред- ставлял, но в сочетании с законодательством о Таможенном союзе он вдруг превратился в тот тихо, подспудно тлеющий торфяник, который вдруг превращается в стихийное бедствие, угрожающее всем. Именно это и произошло, когда Федеральным законом от 18 июля 2011 года №218-ФЗ были внесены изменения в вышеуказанный нормативный акт, а Таможенный союз по инициативе казахских предпринимателей внес на рас- смотрение проект Технического регламента «О безопасности алкогольной продукции». Совершенно очевидно, что казахский бизнес таким образом защищал собственный ры- нок от весьма привлекательного импортного продукта — пива в ПЭТ-бутылках, превен- тивно устранял конкурентов и одновремен- но предпринимал все необходимые меры для облегчения своего доступа на российский рынок. Ведь если сложившаяся сейчас си- туация фактически угрожает нашим отече- ственным производителям закрытием более половины всех мощностей по производству пива, то это вовсе не означает, что все мы сразу расхотим пить пиво. Нет, мы будем пить пиво, но уже не свое, а чужое. И вот что интересно: наши чиновники так же слаженно и послушно, как двенадцать лет назад, выносили постановления в поль- зу пива в ПЭТ-бутылках, так же слаженно и послушно, одним движением руки сейчас положили конец тому, что было полезно для бизнеса, для нескольких отраслей про- мышленности, потому что давало мощный мультипликативный эффект с точки зрения численности рабочих мест, и расширения промышленного производства, и развития технологий, и применения большого числа различных материалов и компонентов —по- ложили конец тому, что нравилось людям, то есть гражданам, за счет налоговых от- числений которых эти самые чиновники и живут. Когда в апреле 2011 года в Государствен- ную думу РФ были направлены поправки в Федеральный закон №171-ФЗ, принятие которых предусматривало запрет на продажу пива в ПЭТ-бутылках, его авторы утвержда- ли, что это делается с целью «гармонизации законодательства» в рамках Таможенного со- юза. О том, каков баланс между интересами Таможенного союза и интересами промыш- ленности собственной страны, чиновники (а вкупе с ними и депутаты), судя по всему, не задумывались. И верно, зачем думать о том, что непонятно, что требует анализа и умения видеть отдаленные и сопряженные послед- ствия. Гораздо удобнее действовать в рамках стандартного алгоритма — вот есть закон А, он должен по формальным признакам соот- ветствовать нормативному акту Б. Тот факт, что за текстом закона А и закона Б стоят люди, предприятия, финансы, интересы отечественной экономики — это депутатов, по всей видимости, не волнует. В чью поль- зу мы гармонизировали законодательство? В свою? Вряд ли. В пользу потенциальных конкурентов? Несомненно. Да, мы дружим со всеми странами — членами Таможенного союза. Но, как говорится, дружба дружбой, а табачок-то должен быть врозь. Вот такое дежавю В этой интересной истории удивляет всe. Вскоре после того, как отечествен- ные производители пива и ПЭТ-бутылок встали на защиту своего производства от произвола законотворческой деятельно- сти, была опубликована инфор- мация, что Правительственная комиссия по регулированию алкогольного рынка, рассмо- трев предлагаемые поправки в законодательство страны и «ру- ководствуясь здравым смыслом», 1 Для справки: среднедушевое потребление пива в Чехии составляет 149 л/год, в Австрии — 108 л/год, в Германии — 107 л/год.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=