Plastics_7_2015

СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 7 ( 1 4 7 ) 2 0 1 5 w w w . p l a s t i c s . r u 13 объясняется упомянутым выше эффектом большей доли полимеров во внеш- ней и внутренней отделке автомобилей малого класса и низкого ценового сегмен- та. Характерно, что у «одно- классника» Lada Priora, в ко- тором, исходя из рыночной логики, использование поли- меров должно быть тоже по- вышено, доля полипропиле- на вдвое отстает от Fiat Bravo. Как бы то ни было, низкая доля полимерных материа- лов в конструкции автомо- билей российских марок является залогом неизбежного прироста спроса на них при выходе на среднемировые значения. В том случае, если доля полимерных материалов в отечественных марках автомобилей вы- растет с 9 до 13%, спрос на них со стороны соответствующих заводов вырастет на 40- 50%, причем по описанной выше причине основная часть прироста придется на поли- пропилен. Эта тенденция касается не только легко- вых автомобилей, но и грузовых. Так, ПАО «КАМАЗ» планирует к 2020 году увеличить использование полимеров в производстве своих автомобилей с нынешних 183,5- 250,5 кг на единицу (зависит от модели и комплектации) до 291-563 кг, то есть на 60- 125%. В последней цифре не учтен сверхвы- сокомолекулярный полиэтилен, который планируется применять для футеровки самосвалов. При максимальном использо- вании его вес может доходить до 280 кг на единицу. Если его исключить и усреднить данные между максимальными и мини- мальными значениями для разных моделей и комплектаций, то самый большой при- рост веса, по планам «КАМАЗа», получат эластичные полиуретановые пластики, по- лидициклопентадиен и полиэфирные сте- клопластиковые композиты. Несмотря на то, что объемы производства грузовых автомобилей существенно уступа- ют выпуску легковых, грузовики являются более крупными единичными потребителя- ми специальных пластиков (как это следует из примера выше), что может оказать пози- тивное влияние на рост спроса на соответ- ствующих рынках. Развитие технологий производства автокомпонентов Однако данная выше оценка прироста потребности в полимерах может оказаться завышенной. Это связано с тем, что в миро- вой автоиндустрии имеет место встречная тенденция, связанная со снижением веса и себестоимости автомобилей. Помимо во- проса замещения более тяжелых и дорогих традиционных материалов полимерами и композитами перед проектировщиками и производителями автокомпонентов стоит задача снижения веса самих пластиковых элементов и комплектующих при сохране- нии их эксплуатационных свойств: формы, жесткости, объема. Данная проблема реша- ется, как правило, за счет внедрения более технологичных методов переработки поли- меров, позволяющих осуществлять, напри- мер, литье или формование более тонких и легких пластиковых деталей. А значит, и более дешевых. Тенденция эта хорошо заметна уже до- статочно давно: так, снижение доли поли- амидов в общем весе среднего европейского автомобиля из-за более технологичного из- готовления одних и тех же деталей началось в 2006 году, полипропилена — в 2008 году (рис. 2). Разницу во времени проявления этой тенденции для разных материалов Рисунок 2. Тенденции в потреблении ПА и ПП в автомобилестроении в 2004-2009 гг., % (источник — «Группа ПОЛИПЛАСТИК») Фото KraussMaffei

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=