Plastics_7_2015
СЫРЬЕ И МАТЕРИАЛЫ П Л А С Т И К С № 7 ( 1 4 7 ) 2 0 1 5 w w w . p l a s t i c s . r u 14 можно связать с тем, что поиски способов экономии полиамида как более дорого ма- териала, входящего в тройку самых востре- бованных, автопроизводители и поставщики компонентов начали давно. А вот в случае с полипропиленом катализатором поисков стал мировой кризис, когда на фоне рухнув- шего спроса компании начали всеми силами снижать себестоимость производства. Разумеется, данная тенденция касается российского автопрома в части сборочных предприятий для автомобилей иностранных брендов и в основном тех полимерных ком- плектующих, которые импортируются, по- скольку данный подход требует достаточно высокого уровня технического оснащения цехов по формированию автокомпонен- тов, стабильного и относительно высокого объема заказов. Однако нет сомнений, что с углублением локализации автосборки и развитием рынка автомобилей отечествен- ных марок данная тенденция будет оказы- вать понижающее давление на рост потре- бления полимеров со стороны российского автопрома. Номенклатура полимерных материалов Второй важной особенностью производ- ства российских моделей автомобилей яв- ляется заметная разница в номенклатуре и распределении применяемых полимеров по сравнению с аналогами иностранных марок. На рис. 3 показано, что, например, в отечественной модели суммарная доля ба- зовых полимеров (полиолефины и поливи- нилхлорид) вместе с полиуретанами состав- ляет 76%. Для Fiat Bravo этот же показатель равен 74%, а для более премиального Ford Mondeo IV — лишь 61%. Обратная тенден- ция — с конструкционными полимерами (ПБТФ, ПК, ПОМ, АБС, АБС/ПК, ПА): их доля — наименьшая для отечественной мо- дели (18%) и максимальная для FordMondeo IV (27%). Данный факт является отражением сле- дующих тенденций. Во-первых, мировая автоиндустрия все активнее расширяет при- менение более сложных и технологичных видов полимеров из группы конструкцион- ных пластиков и High Perfomance, которые отличаются более высокими эксплуатаци- онными характеристиками, в частности более высокими рабочими температурами и механическими свойствами. Это обуслов- лено стремлением найти замену традици- онным материалам при изготовлении более функционально ответственных деталей, чем просто корпусные элементы. Это, напри- мер, зубчатые передачи в устройствах регу- лировки зеркал и головной оптики, втулки валов коробок передач, упругие крепежные элементы, хомуты, клапаны. Есть примеры внедрения в конвейерное производство и комплек- тующих из суперполимеров (рабочие температуры свыше 300-350°С), которые активно применяются преимуще- ственно в авиастроении. В этой мировой тенден- ции российские марки ав- томобилей пока среди от- стающих, что обусловлено, в частности, недостаточным развитием внутреннего рын- ка сырья для производства деталей из инженерных и специальных пластиков. Однако с ростом потреби- Рисунок 3. Структура использования полимерных материалов в долях от общей массы полимеров при производстве различных марок автомобилей, % (источник — RUPEC) Фото Bayer MaterialScience
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=