Plastics_7_2015
w w w . p l a s t i c s . r u 36 СПЕЦТЕМА/ УПАКОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ П Л А С Т И К С № 7 ( 1 4 7 ) 2 0 1 5 алкогольных напитков. Для социологов этот факт, безусловно, должен стать поводом для пересмотра парадигмы социального портре- та россиянина. Но для производителей вод- ки это, конечно, большая трагедия. Между тем присмотримся к вопросу по- требления населением алкоголя не столько в литрах напитка вообще, сколько в более объективных единицах — в объеме так на- зываемого абсолютного алкоголя. Дело в том, что крепость пива, как известно, значи- тельно ниже градуса водки, и объективности ради следует признать, что сам по себе объем потребления пива еще не означает, что это ведет к увеличению потребления алкоголя и отнятию потребителей у водки. Однако, как учили нас основоположники диалектики, все дело в количестве. Действительно, в 1990 году водки было выпито 90 млн дкл абсолютного алкоголя, а пива —всего 19 млн дкл. И в то время никого не волновали ПЭТ-бутылки, тем более что их еще и не было. Через 10 лет, в 2000 году, ситуация была похожая: 68 млн дкл абсолют- ного алкоголя было употреблено нашими со- гражданами в виде водки и 29 млн дкл — в виде пива. Но ПЭТ-бутылки уже появились на нашем рынке и начали успешно его за- воевывать. Дело в том, что в самом начале очередно- го десятилетия произошла очень интересная цепь событий. Сначала российская команда завоевала право участия в чемпионате мира по футболу, который проходил сразу в двух странах — Японии и Южной Корее. Потом Россия попала в одну группу с Японией и в групповом турнире проиграла Японии, по- сле чего ЧМ-2002 для России закончился. Огорчение болельщиков в Москве, наблюдавших трансляцию матча в центре города, вылилось в массовые беспорядки, в ходе которых актив- но применялись пустые стеклянные бутылки из-под пива. Буквально в считанные дни было вынуто из-под сукна принятое еще в 2000 году со- вершенно рядовое по тем временам распоряжение мэра Москвы «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве» 3 , согласно которому организатор массо- вого мероприятия совместно с адми- нистрацией объекта проведения мас- сового мероприятия и сотрудниками органов внутренних дел принимает меры по исклю- чению продажи пива в стеклянной таре в ме- стах проведения массового мероприятия. Так ПЭТ-бутылки получили карт-бланш. Мощ- нейший административный ресурс — к тому же совершенно бесплатный! — определил дальнейшую историю. К 2010 году объемы абсолютного алкоголя, выпитого в виде вод- ки и в виде пива, сравнялись, и пиво даже впервые стало обгонять водку. А через год по- явилась «гениальная» идея — запретить пиво в ПЭТ-бутылках. Так производители водки нашли главного виновника своих проблем— пиво в ПЭТ-бутылках. Граждане России требуют запретить? По итогам 2014 года количество абсолют- ного алкоголя, потребленного в виде пива, почти в 1,5 раза больше, чем выпитой водки. Ну что ж, раз пиво выиграло очередной ра- унд с помощью постановления мэра столи- цы, производители водки решили, видимо, взять реванш. На более высоком уровне — законодательном. А для того чтобы обосно- вать, что это все «по просьбам трудящихся», необходим был порыв души рядового рос- сийского гражданина, которого обижают. И тут очень кстати появляются интерес- ные компании вроде Центра разработки на- циональной алкогольной политики. Не очень понятно, чем они занимаются, затрудни- тельно даже ИНН такого рода фирм узнать, чтобы вообще проверить реальность факта их существования в бизнес-пространстве. И это сразу заставляет заподозрить всякого рода «агентов» в заказной игре, действующих, как говорится, в интересах третьих лиц. Извест- Рисунок 3. Динамика структуры потребления алкогольных напитков в России в 1990-2014 гг., % 3 Распоряжение мэра Москвы №1054-РМ от 5 октября 2000 года «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=