Plastics_8_2012
ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ П Л А С Т И К С № 8 ( 1 1 4 ) 2 0 1 2 w w w . p l a s t i c s . r u 60 об ограничении потребления (распития) ал- когольной продукции» в редакции внесенных Федеральным законом от 18 июля 2011 года №218-ФЗ изменений и проект Технического регламента Таможенного союза «О безопас- ности алкогольной продукции». В апреле 2011 года в Государственную думу РФбыли направлены поправки вФеде- ральный закон№171-ФЗ, принятие которых предусматривало запрет на продажу пива в ПЭТ-бутылках. Предлагаемые поправки были связаны, как утверждают их авторы, с «гармонизацией законодательства» в рамках Таможенного союза. Спустя неделю после начала активного обсуждения вопроса о пиве в ПЭТ-бутылках в аспекте Федерального закона была опубли- кована информация о том, что Правитель- ственная комиссия по регулированию алко- гольного рынка, рассмотрев предлагаемые поправки в законодательство страны, кото- рые должны были инициировать запрет на розлив пива в пластиковые бутылки, и «ру- ководствуясь здравым смыслом», отклонила поправки, касающиеся запрета ПЭТ-тары. Казалось, на этом вопрос должен быть исчерпан, но в октябре 2011 года россий- ское правительство вновь вернулось к его рассмотрению. К обсуждению проблемы вынуждены были подключиться и химические компа- нии. Например, «СИБУР» и другие участ- ники рынка полиэтилентерефталата ощу- тили угрозу своим планам по расширению производства. Позиция Торгово-промышленной пала- ты РФ также на стороне производителей: решения о запрете ПЭТ-бутылок ведут к прямым убыткам, и в случае вступления за- прета в силу государство должно компенси- ровать эти убытки, поскольку их причиной в данном случае является законотворческая деятельность государственных органов. В конце мая 2012 года Союз российских пивоваров направил официальное письмо, отражающее консолидированную позицию в отношении принципов государственной политики в области технического регулиро- вания производства и оборота пивоваренной продукции. Пивовары указывали на дискри- минационный характер запрета и пренебре- жение запросами потребителей пива. Даже если не принимать во внимание интересы пивоваренной отрасли и индустрии пере- работки пластмасс, интересы потребителей пива явно пострадают. Интригу ситуации придает тот факт, что, по заявлению Минэкономразвития, пиво в ПЭТ-бутылках может выпускаться и дальше, и одновременно с этим в техническом ре- гламенте Таможенного союза предусмотрен запрет ПЭТ-бутылок. Это противоречие вроде бы нивелируется правом каждой из сторон Таможенного союза на переходный период, поскольку имеется мнение экспер- тов, которые считают, что отказ от выпуска пива в ПЭТ-бутылках должен происходить постепенно. Не до конца ясна позиция Рос- алкогольрегулирования. Запрет на продажу пива в ПЭТ-бутылках появился в техническом регламенте Тамо- женного союза по инициативе казахских предпринимателей. В Казахстане действует запрет на выпуск пива в ПЭТ-бутылках. Оче- видно, что этот шаг — включение в техни- ческий регламент запрета на выпуск пива в пластиковой бутылке —продиктован стрем- лением устранить конкурентов с казахского рынка и облегчить доступ казахским произ- водителям на российский рынок и рынки других стран Таможенного союза. Краткосрочная звезда Не исключено, что все-таки поправки в Федеральный закон№171-ФЗ в отношении возможности применения ПЭТ-бутылок для розлива пива в той или иной форме будут приняты. И это весьма огорчительно для многих. Вообще говоря, применение ПЭТ- бутылок в пивоваренной промышленности появилось вследствие весьма утилитарного подхода к совершенствованию тары. Ста- вились вполне прозаические вопросы: как сделать пивную бутылку легче, прочнее, как упростить процесс открывания, технологию производства, как снизить себестоимость продукта. И с технической, и с финансовой точек зрения ПЭТ-бутылка является пре- красным решением. Отработаны все техно- логически вопросы процесса производства и хранения пива. Но, видимо, век пивной ПЭТ-бутылки оказался короток — всего 15-20 лет. В 1987 году крупнейший в мире произ- водитель пива компания Anheuser-Busch (США) одной из первых провела исследо- вания с целью выяснить интерес потреби- телей к пиву в пластиковой таре. Оказалось, что интерес выше ожидаемого. В результате дополнительных исследований были раз- работаны критерии эффективности ПЭТ- бутылок. В конце 1998 года компания Miller Brewing начала бета-тестирование своей продукции в ПЭТ-бутылках на локальных рынках. Пока Miller Brewing проводила за- тянувшиеся на полгода тестовые испытания своей продукции, ее опередили конкуренты. Тыс. т/год Рисунок 3. Сравнительная динамика потребления ПЭТ в пивоваренной промышленности и других отраслях в России Пивоваренная промышленность Другие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=