Plastics_8_2012

ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ П Л А С Т И К С № 8 ( 1 1 4 ) 2 0 1 2 w w w . p l a s t i c s . r u 61 На рынок с пивом в пластиковых бутыл- ках вышли Karlsberg Brewery (Германия), Brasseries Heineken (Франция), Carlton & United Breweries (Австрия). Первым производителемПЭТ-бутылок, в том числе с барьерным слоем, стала компа- ния Continental PET Technologies — дочернее предприятие Owens-Illinois. Через два года российские производите- ли пива уже присутствовали в данном сег- менте рынка. Первоначально пивовары рас- сматривали сегмент пива в ПЭТ-бутылках как весьма ограниченный: стадионы, места отдыха. Но тут как раз подоспели то самое постановление правительства Москвы и футбольный матч с Японией. И получи- лось так, что самая простая бутылка из однослойного полиэтилентерефталата с относительно небольшим сроком годности продукта (от 30 до 50 дней в зависимости от сорта пива и производителя) оказалась тем самым объектом, на котором сошлись интересы всех сторон. Молниеносно взле- тев на Олимп востребованности, пережив звездный час спроса, пивная пластиковая бутылка начала грустное шествие вниз, к своему запрету. Оставим в стороне дискуссии о вреде здо- ровьюпива вПЭТ-бутылках как проводимые в большинстве случаев с методологическими нарушениями. Вспомним о том, что вступле- ние в ВТО может оказаться для пива в ПЭТ- бутылках гораздо большей опасностью, чем гармонизация документов Таможенного союза: в Евросоюзе существует запрет на розлив пива в пластиковые бутылки. Кто виноват? Посмотрим на ситуацию с пивной ПЭТ- бутылкой исключительно с рациональной точки зрения. В первую очередь нужно отметить, что это исключительный по своей уникально- сти случай, когда появление и уничтожение конкретного сегмента рынка происходило по одной и той же причине: действия чинов- ников в виде изменений законодательства страны, инициированные отнюдь не рыноч- ными явлениями. Кто пострадает в первую очередь? Ко- нечно, те, кто по случайности или по зло- му намерению получит травму, нанесенную стеклянной бутылкой, в месте проведения массовых мероприятий. Также пострадают пивовары, поскольку в стеклянной бутылке пиво в месте проведения массовых меропри- ятий запрещено, а следовательно, его потре- бление снизится. И, конечно, поставщики ПЭТ и производители преформ. Очевидно, что произойдут структурные изменения в промышленности, которые затронут пивоваренную, стеклянную и хи- мическую отрасли. Изменится баланс ис- пользования розничной упаковки и тары. Сократится рынок сбыта ПЭТ-преформ, что означает серьезные измерения в расстановке сил на рынке полиэтилентерефталата и пре- форм. Для одних компаний это может озна- чать уход с рынка, для других — снижение объема продаж, рентабельности производ- ства вследствие недозагрузки оборудования и в результате — повышение себестоимости производства преформ, рост цен на пре- формы для газированной воды и других на- питков. Структурные изменения на рынке будут весьма болезненными. Конечно, бизнес — это не место для слез и уступок конкурентам. Не смог выжить — дай место сильным. Но ведь и здесь есть предел разумного цинизма. Одно дело — честная конкурентная борьба, а другое — административный документ, родившийся в кабинетах чиновников, не всегда отдающих себе отчет в последствиях для бизнеса собственной страны и почему- то проявляющих странное доверие словам и выводам экспертов, имена которых зачастую неизвестны. PET or not PET? Lilya Guseva The restriction for PET bottles to be used for beer bottling initiated by governmental authorities represents a threat for both beer producers and PET suppliers and PET mold makers. When examining the situation with a spacious approach it becomes clear that in case of PET packaging for beer is forbidden the industry will face structural changes affecting at least beer, glass and chemical industries. What should brewers and plastics processors do to defend their interests?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=