Plastiks_8_2013
w w w . p l a s t i c s . r u 18 ТЕМА НОМЕРА /СЫРЬЕ И ДОБАВКИ П Л А С Т И К С № 8 ( 1 2 6 ) 2 0 1 3 при изготовлении кресел для электропоез- дов серии 465 Networker. Процесс позволяет отливать изделия сложной конфигурации. Благодаря использованию входящих в состав композиции стекловолокна, смолы «Модар», наполнителя из тригидрата алюминия и по- лиуретановой пены массу корпуса кресла в сборе удалось снизить почти до 6 кг. По сравнению с традиционно используе- мым в метро подвижным составом новые ва- гоны метро в существенной мере основаны на применении пластмасс и систем облег- ченной подвески, тем самым вес их умень- шился до 25 тонн, а максимальная скорость возросла до 120 км/ч. Новые вагоны метро оборудованы сиде- ньями из пластика, отделка вагонов выпол- нена из декоративного бумажно-слоистого материала, осветительная система закрыта пластиковыми панелями. Легкие и негорючие Даже с учетом неоспоримых преимуществ легких и прочных полимерных компози- ционных материалов отношение к ним на железнодорожном транспорте до недавнего времени было довольно консервативным, хотя первые попытки применения ПКМдля замены металла делались еще около 60 лет назад. В Германии с 1955 года проводились эксперименты с рамами вагонных тележек из композитов. Одна британская компания в 60-х годах прошлого века изготовила из сте- клопластика двери для вагонов пригородных поездов. Однако несмотря на многообещаю- щие перспективы, хрупкость существовав- ших в то время пластиков ограничивала применение ПКМ на железнодорожном транспорте чисто декоративными целями. Все же внедрение композитов постепенно расширялось, но в основном для изготов- ления элементов подвижного состава, не несущих основных нагрузок. Композитные материалы на железной дороге являются, без преувеличения, главной движущей силой технического и экономического развития отрасли, а также единственным путем, ве- дущим к повышению реальной конкурен- тоспособности. Изделия из полимерных композици- онных материалов на современном рынке пользуются большим спросом, который характеризуется стабильным ростом, не- смотря на рост цен на сырье (нефть и газ). Огромный спрос на них обусловлен рядом их преимуществ перед традиционными мате- риалами. ПКМобладают повышенной проч- ностью и одновременно малой плотностью, что делает их незаменимым материалом при производстве современных изделий и кон- струкций. Помимо этого они обладают еще рядом положительных свойств, таких как коррозионная стойкость, долговечность и другие. А высокая технологичность в про- цессе переработки при относительно низких температурах предоставляет широкие воз- можности для изготовления изделий практи- чески любой сложности при минимальных издержках производства. В течение длительного времени при из- готовлении легких и прочных панельных конструкций железнодорожного подвижно- го состава в качестве основы использовались преимущественно вспенивающиеся или яче- истые полимеры. Предпочтение отдавалось вспененным полимерам, как термореактив- ным, так и термопластичным. Наиболее ши- рокое применение получили материалы на базе полиуретана и поливинилхлорида. Материалы из полиуретана могут закла- дываться во вспененном состоянии между наружными и внутренними листами обшив- ки и, следовательно, не нуждаются в пред- варительной формовке. Материалы на базе ячеистых полиме- ров также обычно применяются в качестве основы облегченных многослойных (типа — замена дорогостоя- щих металлических сплавов в конструкциях, несущих пониженную нагрузку; —уменьшение массы конструк- ций подвижного состава, что спо- собствует повышению скорости; — повышение безопасности перевозок путем применения поглотителей энергии удара при столкновениях; — понижение уровня пожаро- опасности на подвижном составе; — повышение комфортности и эргономического уровня пасса- жирских вагонов в сочетании с долговечностью и минимизацией затрат на обслуживание. ПРИМЕНЕНИЕ ПКМ В Ж/Д ТРАНСПОРТЕ:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=