Plastiks_8_2013
w w w . p l a s t i c s . r u 21 ТЕМА НОМЕРА /СЫРЬЕ И ДОБАВКИ П Л А С Т И К С № 8 ( 1 2 6 ) 2 0 1 3 щается. Кроме того, панели из композицион- ных материалов менее склонны к появлению усталостных трещин, чем панели из сварных алюминиевых профилей. Воздух и вода Независимо от типа каждый пассажир- ский вагон оснащен системой водоснаб- жения, предназначенной для обеспечения пассажиров питьевой водой, удовлетворе- ния их бытовых нужд и пополнения системы отопления в промежутках между заправка- ми. В системах водоснабжения и водяного отопления современных пассажирских ваго- нов для изготовления многих деталей и узлов находят широкое применение пластмассы. Из стеклопластика на основе полиэфирной смолы выполняют водяные баки, умываль- ные раковины и унитазы, из полиэтиле- на низкой плотности — трубы, фитинги, вентили, втулки, тройники, а также другие соединительные и регулирующие детали. В туалетах вместо цементного, покрытого метлахской плиткой пола настилают пол из стеклопластика. Применение пластмасс обе- спечивает снижение собственной массы ва- гона, продление срока службы, уменьшение трудоемкости и затрат при изготовлении и ремонте систем водоснабжения, отопления и внутреннего оборудования. В современных пассажирских вагонах применяется как естественная, так и при- нудительная (механическая) вентиляция, а также кондиционирование, где непременно используются детали из пластмасс. Напри- мер, детали потолочных вентиляторов уже давно изготавливают из волокнита, дре- веснопрессовой крошки, аминопластов и пресс-порошков других видов. Фильтры, применяемые в системах вен- тиляции, необходимы для очистки наруж- ного воздуха от атмосферной пыли и других механических примесей. Они должны об- ладать высоким коэффициентом очистки и минимальным сопротивлением проходу воздуха. Как показали результаты испыта- ний, применение нетканых материалов из ультратонких волокон, полученных мето- дом электроформования смесей полиами- да с поликарбонатом, смеси хлорирован- ного поливинилхлорида (70 процентов) и бутадиен-нитрильного каучука СКН-26 (30 процентов), смеси фторопласта Ф-42 (80 процентов) и фторкаучука СКФ-26 (20 процентов), а также на основе угленапол- ненных целлюлозных волокон в конструк- ции воздушных фильтров пассажирских вагонов позволяет существенно повысить их эффективность и ресурс работы. В вагонном хозяйстве широко применяются кон- струкционные полимерные материалы для изготовления контейнеров и крыш грузовых вагонов (стеклопластики), тормозных колодок, поглоща- ющих аппаратов автосцепки пассажирских вагонов с резино-металлическими эле- ментами, резиновых элемен- тов центрального рессорного подвешивания и других дета- лей вагонов. В подвижном составе же- лезных дорог многих стран уже давно широко используют тормозные колодки из стерео- регулярного бутадиенового каучука, напол- ненного смесью асбеста, сажи и других ком- понентов. Износостойкость таких колодок в несколько раз больше, а масса втрое меньше, чем чугунных; их коэффициент трения мень- ше зависит от температуры и скорости дви- жения поезда. Колодки из полимерных мате- риалов применяют также в вагонах поездов метрополитена, где недопустимо образование пыли от износа чугунных колодок, проводя- щей электрический ток, а также в вагонах, оборудованных дисковыми тормозами. Применение пластических масс в виде покрытий, наносимых путем напыления газоплазменным, вихревым, электростати- ческим и другими методами, а также в виде органодисперсий раскрыло пути для их использования в вагонном хозяйстве. Тер- моизоляционные и противокоррозионные покрытия из поливинилбутираля и других материалов наносятся на внутренние по- верхности кузовов цельнометаллических вагонов напылением; на арматуру и гарни- туру вагонов — вихревым способом и рас- пылением в электростатическом поле. На электровозах переменного тока при- меняют полиэтиленовые трубопроводыжид- костного охлаждения игнитронов (ртутных выпрямителей). Это позволяет уменьшить массу оборудования и дает экономию труб из нержавеющей стали. Применение по- лиэтиленовых труб для пневматических электроизоляционных шлангов в устройстве пантографов и быстродействующих выклю- чателей повышает надежность работы и уве- личивает срок службы деталей. Из пластиков на основе кремнийорганических полимеров, наполненных асбестом, изготовляют дугога- сительные камеры некоторых контакторов. В конструкции некоторых изоляторов, применяемых в устройствах контактной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=