Plastiks_8_2013
w w w . p l a s t i c s . r u 22 ТЕМА НОМЕРА /СЫРЬЕ И ДОБАВКИ П Л А С Т И К С № 8 ( 1 2 6 ) 2 0 1 3 сети, взамен фарфоровых получи- ли распространение изолирующие элементы из стеклопластиков, что позволило значительно уменьшить размеры и массу конструкции, по- высить надежность ее работы и срок службы. На электрифицированных доро- гах переменного тока с напряжением 27 кВ успешно применяют секцион- ные изоляторы с изолирующими элементами-скользунами, непо- средственно по которым скользит токоприемник пантографа, выпол- ненными из однонаправленного стеклопластикового прутка с защит- ными чехлами в виде втулок из фто- ропласта, полиэтилена, стеклопластика на основе кремнийорганического полимера. Рельсы, шпалы… Рост перевозок грузов и скорости поез- дов, повышение нагрузки на оси привели к необходимости создания изолирующего рельсового стыка, оборудованного вос- принимающими механические нагрузки стальными накладками, изолированными от рельсов профилированными прокладка- ми из ПЭНД. Втулки и прокладки из этого же полимера применяют и для изоляции крепежных болтов в конструкции стыка. Такие стыки в 1,5 раза дешевле, чем стыки с накладками из древесно-слоистого пла- стика (последние сохранились только на метрополитене и на малонагружен- ных участках наземных дорог). Срок службы новых изолирующих стыков в два раза больше, чем у прежних. С целью дальнейшего усовершенство- вания стыков разработаны монолит- ные, клееные, клееболтовые и другие конструкции с деталями и элемента- ми из эпоксидного стеклопластика. Отдельно хотелось бы сказать об очень перспективных разработках в области замены традиционных де- ревянных, пропитанных креозотом шпал на изготовленные из композит- ных полимерных материалов, содер- жащих до 50 процентов вторичного ПЭНД. В композитный состав шпал входят и другие вторичные пластмас- сы, а также стекловолокно, которое увеличивает прочность и долговеч- ность этих железнодорожных изде- лий. В качестве наполнителя можно даже применять волокно, получен- ное в результате переработки из- ношенных ковровых покрытий или клееного подкладочного материала. Мас- совое тестирование пластмассовых шпал уже проводится на железных дорогах как в США, так и в странах Латинской Америки, Азии, в Австралии, Канаде, Англии, Индии с 2003 года, оно показало эффективность ис- пользования и долговечность таких шпал, значительно превышающую аналогичные показатели деревянных. Большой инте- рес к пластмассовым шпалам проявляют железнодорожные компании зарубежных стран с тропическим климатом, таких как Индия, Таиланд и Филиппины. В Японии уже используют композитные шпалы из пе- нополиуретана со стекловолокном — такой состав уменьшает шум во время движения поездов. Кроме всего прочего, избавление от дере- вянных и внедрение пластмассовыхшпал ре- шает проблемы как сохранения окружающей среды, так и использования отходов пласти- ков. Пластиковые шпалы по сравнению с деревянными имеют лучшие механические свойства, они приносят значительный эко- номический эффект. Несмотря на то, что полимерные шпалы вдвое дороже — они стоят около 60 долларов США, в то время как дубовые стоят 30-35 долларов, — за счет увеличения времени их эксплуатации в два или три раза экономия при использовании полимерных шпал составляет 140 долларов на одно изделие. Использование пластмассовых шпал в России осложняется тем, что материал для этих изделий должен выдерживать темпера- туру воздуха от +50 до –70°С, в противном случае для отечественных климатических условий он не подойдет. Но на гигантских просторах России наверняка существуют зоны умеренного климата, где применение и такого материала для железнодорожных шпал вполне оправданно. Plastics on the rails Artyom Bogdanov The first efforts to use plastics in railroad transportation were performed in early XX century when rolling stocks started to be equipped with brakes which used rubber hoses and seals. Later on electrification of railroads and emergence of passenger cars with elec- trical lighting resulted in wider applica- tion of plastics and rubbers for electrical insulation. Today there are thousands railroad parts and products made of those materials.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=