Plastiks_8_2013
w w w . p l a s t i c s . r u 34 ТЕМА НОМЕРА /СЫРЬЕ И ДОБАВКИ П Л А С Т И К С № 8 ( 1 2 6 ) 2 0 1 3 Эпоксидные… Производство стеклопла- стиковых лодок не является очень затратным в плане тре- бующейся оснастки. Техно- логия изготовления матриц проста, стоимость напрямую зависит от габаритов про- ектируемого судна, его веса и конфигурации, а также планируемого количества изделий. Также на выбор ма- трицы влияет и применяемая технология—этоможет быть как ручное формование, так и инжектирование, вакуум- ное формование или напы- ление. Значимой является и квалификация рабочего пер- сонала, хотя, ввиду относи- тельной простоты процесса, это не является решающим фактором. Основное в этом производстве — используе- мое сырье и материалы, от них в большинстве случаев зависит конечный результат. Существуют два вида смол, наиболее часто при- меняемых для постройки стеклопластиковых лодок, — эпок- сидные и по- лиэфирные. Эпоксидные смо лы име - ют малое рас- пространение в стеклопластиковом судостроении в первую очередь из-за своей дорого- визны. В качестве преиму- ществ можно назвать то, что они превосходят полиэфир- ные смолы по некоторым физико-механическимпока- зателям: у эпоксидных смол выше прочность клеевого соединения (как клей они идеальный материал), мень- ше усадка, в отвержденном состояниионименьшефиль- труют влагу, лучше противо- стоят абразивному воздей- ствию. Однако, несмотря на вышеперечисленные плюсы, это вовсе не означает, что в будущем, даже при условии снижения их стоимости, полиэфирные смолы будут вытеснены с этого рынка. Причина достаточно про- ста: в большинстве случаев полиэфирные смолы с запа- сом отвечают поставленным требованиям, и оттого острая необходимость применения именно эпоксидов отсут- ствует. Полимеризация эпоксид- ных смол происходит при введении отвердителя (доля введения может доходить до соотношения 1:1). Учитывая широкий диапазон суще- ствующих отвердителей и вариации количества их вве- дения, можно создать вели- кое множество композиций с требуемыми свойствами и с отличным набором физико- механических показателей. Однако не следует забывать о существенных минусах эпок- сидных смол: во-первых, они полимеризуются медленнее, чем полиэфирные (замед- ление производственного процесса — одна из глав- ных причин, почему многие производители избегают их использования); во-вторых, они сложнее в обработке, в особенности при изготов- лении на матрице. Еще одна проблема эпоксидных смол связана с их свойствомтерять вязкость при повышении температуры в ходе экзотер- мического отверждения. Это создает трудности при работе со смолой на вертикальных и наклонных поверхностях и в паре с медленным отвержде- нием делает работу по лами- нированию в таких условиях крайне утомительной. …и полиэфирные смолы Абсолютное большин- ство смол, использующихся в судостроении, составляет группа ненасыщенных по- лиэфирных, причем это не зависит от того, кто стро- ит — профессионалы или любители. Они дешевы, отверждаются при комнат- ной температуре, легки в обращении. Химическая Современное судостроение шагнуло далеко вперед от привычного представления о классических железных кораблях. Эти технологии давно вышли за рамки оборонной промышленности и нашли активное применение в повседневных областях жизни. В качестве примера можно назвать композитные лодки, катера и яхты Дарья ГРОМОВА, технический специалист компании «Аттика» Выбор смол в малом судостроении
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=