Plastiks_8_2013

w w w . p l a s t i c s . r u 35 ТЕМА НОМЕРА /СЫРЬЕ И ДОБАВКИ П Л А С Т И К С № 8 ( 1 2 6 ) 2 0 1 3 стойкость и долговечность полиэфирных смол счита- ются вполне достаточными для большинства стеклопла- стиковых лодок. Правильный выбор и ка- чество исходной смолы — гарантия получения желае- мого результата. Поэтому стоит выбирать проверенных временем производителей. Одним из них является не- мецкая компания Synthopol Chemie, которая начала свою деятельность с 1984 года и продолжает активно разви- ваться в области разработ- ки, совершенствования и производства разнообраз- ных смол для различных областей промышленности (пластики, лакокрасочные материалы и адгезивы). Марки смол, наимено- вания которых начинаются с индекса 9, —это специали- зированные материалы для судостроения. Дальнейший разговор поведемна примере одной из смол — Synthopan 960-74. Это ортофталевая/ неопентилгликолевая тик- сотропная предускоренная смола с пониженным со- держанием стирола. Различие между марка- ми смол возникает от вве- денных добавок и напол- нителей. Самыми важными здесь являются акселератор (или активатор) и катализа- тор (отвердитель). Посколь- ку процесс полимеризации в любой смоле, поставляе- мой с завода-изготовителя, уже запущен, она с течени- ем времени сама перейдет в твердое (полимеризован- ное) состояние. Этим, кста- ти, и вызваны ограничен- ный срок годности смол и требования к температурно- му и прочим режимам хра- нения. Наличие в составе смолы акселератора и дает ей характеристику — пред- ускоренная. При введении катали- затора в предускоренную смолу происходит ее отвер- ждение, вызванное тепловой реакцией. К примеру, смола Synthopan 960-74 отвержда- ется добавлением 1 процен- та отвердителя ButanoxM50, в результате чего временной диапазон отверждения со- ставляет примерно 40-50 ми- нут при температуре рабочей зоны 23-35°С. Что касается такой харак- теристики, как тиксотроп- ность, то ее суть заключается в способности смолы густеть в состоянии покоя и вновь обретать свойства жидкости при перемешивании. Это сводит к минимуму образо- вание подтеков, что важно при нанесении смолы на вертикальные или наклон- ные поверхности. Не надо путать это понятие с вязко- стью— смолы с одинаковой вязкостью могут иметь раз- ную тиксотропность. Воздух для этих смол яв- ляется ингибитором. Поэто- му при нанесении слоев кон- струкционных смол контакт с воздухом ограничивают либо с помощьюпленочного покрытия, либо, когда речь идет о верхнем слое, при- менением специальных от- делочных смол, содержащих в своем составе воск, кото- рый при увеличении темпе- ратуры в результате реакции выступает на поверхность и изолирует смолу. Набор вышеперечислен- ных свойств обеспечивает универсальность и позво- ляет обширно применять смолу Synthopan 960-74 с помощью различных мето- дик формования, причем не только для постройки судов различных типов и разме- ров, но и для производства малых и больших архитек- турных форм, элементов тюнинга для автомобилей, деталей внутренней отделки общественного транспорта. Для судостроения данная смола была одобрена Det Norske Veritas (DNV) —неза- висимым классификацион- ным и сертификационным обществом, созданным в Норвегии в 1984 году для проверки и оценки техниче- ского состояния норвежских торговых судов. Choosing resins in small shipbuilding Darya Gromova The modern shipbuilding is far ahead of traditional image of conventional iron ships. Advanced technologies have stepped out of defense industry long ago and found their application in everyday life. The production of glass-reinforced plastic boats is not very costly in terms of tooling required. The technology of die-making is simple and the total cost depends directly on the boat’s dimensions, weight and configuration as well as planned quantity of the products. На правах рекламы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=