Plastiks_8_2013
w w w . p l a s t i c s . r u 40 ТЕМА НОМЕРА /СЫРЬЕ И ДОБАВКИ П Л А С Т И К С № 8 ( 1 2 6 ) 2 0 1 3 означает, что они более гибкие при отрица- тельных температурах и имеют низкий по- казатель сопротивления качению при очень низких температурах, что способствует эко- номии топлива. Другой важной мерой сбережения энер- гии каучука шин является количество «сво- бодных концов» в каучуковой массе. Это концевые фрагменты молекул цепи каучу- ка, которые, подобно оторванному аморти- зирующему тросу, не участвуют в передаче энергии в каучуке, но при этом, так сказать, участвуют в движении, расходуя энергию. Благодаря особо узкому молекулярно- массовому распределению компаунды, из- готовленные из новейших марок каучука Nd-BR производства LANXESS, имеют меньшее количество свободных концов в сравнении со многими другими традицион- ными марками каучука. В то же время бла- годаря сложным физическим взаимосвязям они обеспечивают равную эффективность и отличаются большей технологичностью, чем марки Nd-BR каучука предыдущих поколе- ний. Они обеспечивают также возможность производства «более точных» изделий, так как, наряду с другими преимуществами, бо- лее узкое молекулярно-массовое распреде- ление снижает вязкость материала, несмотря на сокращение содержания «пластифици- рующих» компонентов каучука. Сокращение потерь на трение Напротив, вышеупомянутые модифи- цированные марки каучука SSBR, которые в настоящее время проходят испытания у известных производителей шин, отлича- ются своей способностью к энергосбережению благодаря совсем иному свойству. Они могут быть еще более эффек- тивными в каучуковых ма- трицах, содержащих твердые частицы наполнителя, обеспе- чивая стабильность каучуков для выпуска шин. В результа- те новые марки каучука SSBR снижают трение между этими частицами, что в свою очередь способствует сокращению нежелательных энергопотерь. Первичные лабораторные и практические испытания также показывают, что в допол- нение к низкому показателю сопротивления качению изготовленные из вышеупомянуто- го каучука шины способны демонстрировать превосходное сцепление с дорожным полот- ном в сочетании с хорошей износостойко- стью. До настоящего времени было сложно достичь одновременной оптимизации всех трех свойств в одной шине (рис. 4). Новые требования Этилен-пропилен-диеновый каучук (EPDM) является основным примером ко- ренного изменения предъявляемых к мате- риалам требований в результате перехода от бензиновых двигателей к электрическим. Будучи неполярным материалом, EPDM до настоящего времени редко использовался для изготовления деталей, соприкасающихся с маслом и топливом, так как в случае такого контакта этот каучук сильно набухает. Этот недостаток теряет значение в электрических транспортных средствах, в которых, напро- тив, могут быть использованы превосходная теплостойкость этого каучука и его устой- чивость к старению. Более того, в отличие от многих других «традиционных» каучуков, EPDM устойчив к действию озона, кото- рый практически неизбежен в присутствии электроприводов, даже без поверхностной защиты. Благодаря устойчивости к озону и особенно способности выдерживать посто- янные температуры до 160°C гидрированный бутадиен-нитрильный каучук (HNBR), реа- лизуемый LANXESS под торговой маркой Therban ® , является еще одной интересной альтернативой для применения в электромо- билях, в частности в производстве деталей, подверженных высоким динамическим на- грузкам (рис. 5). Thermoplastics and rubbers for electro-vehicles Udo Erbstoesser Rubbers and thermoplastics will play a decisive role in a wide spreading of electric and hybrid vehicles. Being applied in cru- cial parts those materials often make such vehicles more energy saving and sustain- able. The examples of such applications are lightweight constructions based on metal-plastic composite technology with polyamide 6 and highly effective tires with reduced rolling resistance produced with innovative rubber grades. Рисунок 4. Современные марки каучука для выпуска шин обеспечивают сокращение тормозного пути Рисунок 5. Износостойкие зубчатые ремни сделаны из синтетического каучука Therban ® © LANXESS © LANXESS
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=