Plastics_8_2015

ТЕМА НОМЕРА /СЫРЬЕ И ДОБАВКИ П Л А С Т И К С № 8 ( 1 4 8 ) 2 0 1 5 w w w . p l a s t i c s . r u 28 Окончание. Начало в №6 (146), №7 (147), 2015 Стекло VS пластик Как показывает анализ статистических данных, за прошедшие четыре года отрасль переработки полимеров сделала большой рывок вперед и догнала (и даже немного опередила) стекольную промышленность по суммарному ресурсу мощностей по выпуску бутылок. Если в 2010 году общероссийский объем производства пластиковых бутылок составлял 6,255 млрд бутылок в год, то на на- чало 2014 года этот показатель достиг уровня 14,734 млрд бутылок в год, то есть ресурс вы- рос в 2,3 раза. В то же время мощности по выпуску стеклянных бутылок увеличились всего на 19% — с 12,11 млрд бутылок в год в 2010 году до 14,42 млрд бутылок в год на на- чало 2014 года (рис. 1). В результате в этом сегменте произошли серьезные структурные изменения, причем практически необрати- мые: в 2010 году на долю пластиковых бу- тылок приходилось всего 34,1% суммарных мощностей по производству бутылок в нашей стране, а в 2014 году—уже 50,5%, то есть хоть и на чуть-чуть, но больше половины. Впрочем, ресурс мощностей еще не самый показательный параметр — в конце концов предприятия ипростаиватьмогут. Посмотрим на цифры реального производства (рис. 2). И действительно, в 2010 году коэффициент использования мощностей по изготовлению пластиковых бутылок в среднем по стране со- ставил всего 63,84%, в то же время этот по- казатель для стеклянных бутылок — 78,04%, то есть значительно больше. Но к концу 2013 года ситуация переменилась с точно- стью до наоборот: увеличились и мощности по изготовлению пластиковых бутылок, и коэффициент их эксплуатации — до 74,3%. Вместе с тем мощности по выпуску стеклян- ных бутылок выросли незначительно, а коэф- фициент их использования и вовсе снизился до 69,92%. В результате в общем объеме бу- тылок доля пластиковой упаковки выросла с 29,71% в 2010 году до 52,15% в 2014 году. Одновременно доля стеклянных бутылок в общем объеме выпуска бутылок отечествен- ными производителями снизилась с 70,29% в 2010 году до 47,85% в 2014 году, то есть рас- становка сил изменилась практически до противоположного состояния: стекольщики утратили лидирующее положение на рын- ке бутылки как мелкорозничной упаковки. Поэтому есть основания полагать, что и стекольщики могут быть заинтересованы в устранении пластиковой бутылки с рынка. Аналогично можно обсудить динамику потребления алюминиевой банки в пиво- варенной промышленности, однако ее доля в структуре потребления тары для розлива пива пока не столь значительна, хотя и нель- зя не признать, что перспективы ее весьма оптимистичны, особенно теперь, когда гоне- ния на ПЭТ-бутылку достигли своего апогея. Есть ли основания у продуктов- субститутов, каковыми являются стеклянная бутылка и алюминиевая банка, сильно по- теснить ПЭТ-бутылки в свете освобождаю- щегося рыночного пространства? Да, есть, но небольшие. Как говорят сами пивовары, каждое предприятие само определяет свою стратегию развития в современных условиях, однако общие подходы все-таки имеются. Во-первых, большинство пивоваренных заводов выпускает помимо пива соки, гази- рованную воду, морсы, квасы и прочую ана- логичную продукцию, в отношении которой запрет на ПЭТ-бутылки пока не заявлен и, надеемся, заявлен не будет, хотя призыв к ликвидации вообще всех пластиковых бу- тылок, по сути, должен затронуть не только пиво-безалкогольную промышленность, но и молочную. Но пока есть возможность «переместить» ПЭТ-бутылки в сегмент без- алкогольных напитков. Хотя такое переме- щение ситуацию кардинальным образом не меняет, поскольку выпуск безалкогольных напитков у нас велик и бесконечно расти не может 1 . Можно, конечно, сказать, что пред- приятия вполне способны диверсифициро- вать свое производство, расширив сегмент Сегодня не только «водочники» имеют зуб на пивоваренную отрасль. Стекольщики, судя по всему, тоже. Дело в том, что в общей структуре потребления тары для розлива пива на ПЭТ-бутылки по разным оценкам приходится от 68 до 70% общего объема выпускаемого пива, а доля стеклянной упаковки составляет всего 18%. Безусловно, в стеклянные бутылки, как, впрочем, и в пластиковые, разливается много и другой пищевой продукции. Однако в последние годы стал очевиден перевес в пользу полимерной тары ПЭТ-войны: детектив для маркетолога Лиля Гусева, к.х.н., директор ООО «Группа информации и маркетинга» Рисунок 1. Сравнительная динамика мощностей по производству стеклянных и пластиковых бутылок в России в 2010-2013 гг., млрд шт./год

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=