Plastics_8_2015

ТЕМА НОМЕРА /СЫРЬЕ И ДОБАВКИ П Л А С Т И К С № 8 ( 1 4 8 ) 2 0 1 5 w w w . p l a s t i c s . r u 31 разлитом в ПЭТ-бутылки, людям, которые смутно припоминают, чему учили в школе на уроках химии. Курс школьной химии многие проходят в полубессознательном состоянии, потому что с детства напичканы словами о том, что химическое значит вредное. Вредны ли добавки Е? Конечно вредны. А вредны ли лимонная кислота, уксус? Конечно нет, мы же употребляем их в пищу практически ежедневно. А вот донести до сознания потре- бителей, что большинство добавок Е — это просто сокращенные технологические на- звания привычных нам компонентов пищи, практически невозможно. «Нелюбовный треугольник» Процесс взаимоотношений в треуголь- нике «пивовары — государство — ПЭТ- бутылки» сложен и противоречив, как лю- бые отношения в треугольнике, когда не ясно, кто и с кем в конечном итоге может найти взаимопонимание. Все началось с того, что в 2011 году Казах- станвыразилжеланиевключитьвТехнический регламент Таможенного союза «О безопасно- сти алкогольной продукции» требование о за- прете на применение полиэтилентерефталата в качестве материала для изготовления буты- лок. Подоплека этого заключалась в том, что на территорииКазахстана по совершенно не- объяснимымпричинампиво вПЭТ-бутылках не производилось. Поскольку при этом было совершенно очевидно, что казахское пиво в стеклянных бутылках по ценовому фактору проиграет российскому (да и белорусскому) пиву в ПЭТ-бутылках, казахские пивовары приложили все усилия для того, чтобы защи- тить себя. Непонятным до сих пор осталась податливость наших чиновников, которые ничтоже сумняшеся согласились загубить це- лый сегмент отрасли переработки пластмасс. Пивовары привлекли экспертов междуна- родной независимой организации Campden BRI для анализа упомянутого проекта Техни- ческого регламента, и в итоге здравый смысл вроде бы возобладал: Казахстан отказался от своих требований и, более того, согласился на двухлетний переходный период, по исте- чении которого начнется производство пива в ПЭТ-бутылках. То есть вопрос о возможности применения ПЭТ-бутылок в пивоваренной промышленности в рамках техрегламента на сегодняшний день снят. Немало этому спо- собствовала и Белоруссия, в которой на долю пива в ПЭТ-бутылках приходится 80% выпу- скаемого пенного напитка. Для Белоруссии принятие техрегламента в версии Казахстана означало бы однозначную гибель пивоварен- ной отрасли. И вот каков казус — сам инцидент, в результате которого возник вопрос с ПЭТ- бутылками, уже давно исчерпан, как гово- рится, «при полном непротивлении сторон», а мы все еще расхлебываем последствия, которые уже многократно превысили и по своим масштабам, и по своей абсурдности собственно исходное происшествие. Грустная история взаимоотношений пи- воваров, государства и ПЭТ-бутылок после некоторого скрытого периода перешла в официальнуюфазу в мае 2013 года, когда де- путатами от фракции «Единая Россия» был внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ законопроект№280796-6 «О внесе- нии изменений в Федеральный закон «О го- сударственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограни- чении потребления (распития) алкогольной продукции». Демонстрируя готовность сотрудничать с Правительством РФ, отечественные пи- вовары приняли непростое решение пой- ти на ограничение максимального объема ПЭТ-упаковки 8 . Хотя для этого вроде бы нет объективных причин, с 1 января 2014 года отечественные пивовары добровольно пре- кратили производить пивоваренную про- дукцию в ПЭТ-бутылках емкостью более 2,5 л, а также пиво и пивные напитки с со- держанием этилового спирта свыше 6% об. в ПЭТ-бутылках объемом более 2 л. Через год с небольшим после внесе- ния законопроекта №280796-6 — в июне 2014 года — депутаты в первом чтении про- голосовали за ввод с 1 января 2015 года за- прета на продажу алкоголя крепостью более 6% об. в пластиковой таре объемом более 1,5 л, а с 1 июля 2015 года —крепостью более 5% в пластиковых бутылках объемом более 1 л. Последний рубеж был отодвинут до на- чала 2016 года, когда предполагалось введе- ние запрета на реализацию в ПЭТ-бутылках любых спиртных напитков крепче 4% об., а напитков менее 4% об. — в ПЭТ-бутылках объемом более 0,5 л. Однако комитет Госдумы по экономиче- скойполитике отложилна осень 2015 года рас- смотрение законопроекта №280796-6 во вто- ром чтении в части ограничения розничной 8 Автор статьи не разделял и не разделяет данную позицию руководителей пивоваренной промышленности, поскольку считает данную уступку завуалированной демонстрацией признания вредности ПЭТ-бутылок. Данная уступка в итоге не привела к нормализации положения дел, породила упоминаемое в статье движение лоббистов за запрет полимерных бутылок вообще, дала возможность «заинтересованным» лицам выступать со всякого рода петициями и обращениями к первым лицам государства.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=