Plastics_8_2016
w w w . p l a s t i c s . r u 39 СПЕЦТЕМА/ ДИЗАЙН ИЗДЕЛИЙ П Л А С Т И К С № 8 ( 1 5 9 ) 2 0 1 6 дополнительной операции, например такой как печать или лазерная гравировка. Та- кой подход стал практически стандартом, и многие круп- ные производители включа- ют этот пункт в условия по- ставки. Совместимость полимеров Маркировка обеспечива- ет удобство сортировки не- совместимых пластмасс, так что при утилизации они будут перерабатываться отдельно. В идеале в продукте ис- пользуется только один полимер, однако зачастую различные элементы должны вы- полнять различные функции, что требует соединения сразу нескольких пластмасс. В этом случае также необходимо помнить о маркировке, но не стоит этим ограни- чиваться. Не все полимеры являются не- совместимыми. Некоторые материалы со- вместимы даже в больших объемах. При уменьшении доли того или иного полимера в смеси список совместимых материалов расширяется. Таким образом, сортировку требуется производить не всегда. Если проектировщики берут вза- имно совместимые материалы, то необходимость сортировки и раз- борки может полностью отпасть. В результате переработки таких материалов получается полимер- ная смесь. На рисунке 2 показано, какие материалы можно сочетать в конструкции изделий. Однако здесь речь не идет просто об объединении материалов в цилиндре литьевой машины. Совместная переработка таких материалов требует, как пра- вило, специализированного обо- рудования для компаундирования и введения специальных добавок. Учитывая стремление повысить эффективность рециклинга и необ- ходимость уменьшить количество используемых материалов в одном продукте, можно сделать некоторые выводы. Так, термопласты предпо- чтительнее реактопластов, универ- сальные материалы лучше специа- лизированных, а конструирование компонентов должно производиться с учетом совместимости материалов. Эти принципы можно просле- дить в автомобилестроительной отрасли. Так, на смену поперечно сшитым вспененным полиуретанам, которые исполь- зовались во внутренней обшивке, пришли термопластичные матрицы, армированные волокном. Потребность в универсальности обуславливает растущую популярность по- липропилена, который применяется во мно- гих изделиях — от бамперов до ковриков и элементов внутренней отделки. Стремление уменьшить количество материалов относит- ся не только к группам полимеров, но и к отдельным маркам. Автомобилестроитель- Таблица 1. Методы рециклинга и утилизации полимерных изделий Метод рециклинга Суть процесса Повторное использование Продукция, например бутылки, очищается от содержимого и повторно используется Традиционная утилизация Продукт отправляется на мусорный полигон, где может оставаться в течение неопределенного времени. Это решение является неэкологичным во всех случаях, кроме использования биопластмасс. Этот подход используется все меньше ввиду недовольства общественности и роста затрат Обработка перед утилизацией Продукты проходят предварительную обработку для уменьшения объема и удаления загрязняющих веществ, а затем отправляются на мусорные полигоны Механический рециклинг Продукты сортируются, очищаются и подвергаются повторной переработке в гранулы, которые могут использоваться для выпуска новых изделий. Такой процесс особенно хорошо подходит для термопластов Рециклинг сырья Продукция разлагается на основные химические составляющие, которые могут использоваться для синтеза новой полимерной продукции как полимерного типа, так и иной Утилизация для получения топлива Продукты сжигают в контролируемых условиях с целью получения энергии. Теплота сгорания пластмасс больше, чем угля. Процесс подходит для малоценных смешанных и загрязненных отходов Основной компонент АБС ASA ПА ПБТ ПБТ/ПК ПК ПК/АБС ПК/ПБТ ПЭ ПЭТ ПММА ПОМ ПП ПФЭ ПФЭ/ПС ПС ПВХ SAN ТПУ Дополнительный компонент АБС ASA ПА ПБТ ПБТ/ПК ПК ПК/АБС ПК/ПБТ ПЭ ПЭТ ПММА ПОМ ПП ПФЭ ПФЭ/ПС ПС ПВХ SAN ТПУ Хорошая совместимость в широком диапазоне объемов Ограниченная совместимость, только в малых объемах Несовместимость Рисунок 2. Совместимость термопластов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=