Plastics_8_2017

ТЕХНОЛОГИИ П Л А С Т И К С № 8 ( 1 7 0 ) 2 0 1 7 w w w . p l a s t i c s . r u 42 Магнетронным методом можно наносить вакуумные покрытия на поверхности слож- ной формы — например отражатели авто- мобильных фар, формы которых благодаря фантазии автомобильных дизайнеров ста- новятся все более причудливыми. Неоспо- римым преимуществом магнетронного рас- пыления является возможность нанесения химических соединений. Одним из наиболее ярких примеров является нанесение нитрида титана, который по цвету почти неотличим от золота: его можно получать, установив в металлизатор титановую мишень, а в каче- стве рабочего газа используя азот. В настоящее время прослеживается тенденция к оптимизации конструкции и функциональности металлизаторов в угоду повышения их производительности, точно- сти и воспроизводимости (повторяемости) свойств наносимых ими покрытий. — Алексей, вы можете привести несколько примеров, демонстрирующих, как вакуумная металлизация стала наиболее технологичным и экономичным способом решения производ- ственной задачи? — За примерами далеко ходить не надо: их было немало, например, на июньской вы- ставке RosUpack-2017. В прежние годы стен- ды производителей парфюмерной упаковки редко содержали блестящие изделия. На этот раз таких было не один и не два, причем не- которые из них порадовали уже функциони- рующими цехами вакуумной металлизации. Есть типичный пример из середины ХХ века. Когда дизайн автомобилей потре- бовал уходить от сферическо-конической формы отражателей фар, производителям автокомпонентов пришлось переходить от штампования жестянок к литью отражателей из пластика и их последующей металлиза- ции. В этот период вакуумная металлизация и получила свое развитие, начав эру жесткой конкуренции с гальваническим методом на- несения покрытий. На сегодняшний день вакуумная металли- зация декоративных и отражающих изделий все более уверенно побеждает гальванику. Со светотехническими приборами ясности больше: тонкопленочное покрытие поверх- ности отражателя фары, выглаженной в процессе литья в термопластавтомате или в результате лакирования, определенно лучше отражает свет, чем толстый слой металла, на- несенный гальваническим методом. К тому же последний неэкологичен, требует больше места, является вредным производством. До последнего времени изготовление логоти- пов (в особенности автомобильных) было прерогативой гальваники. В наши дни — эта тенденция особо прослеживается в западных странах—вакуумнуюметаллизациювсе чаще применяют для изготовления шильдиков, логотипов и молдингов интерьера автотран- спортных средств. Дело в том, что при ава- рии крошки раздробленных металлических частиц (например логотипа, расположенного на руле, который разрывается сработавшей подушкой безопасности) могут травмировать пассажиров. Но если логотип сделать из тон- кого металлизированного в вакууме пластика или пленки, этой проблемыможно избежать. — Какие предприятия в России и странах СНГ установили оборудование компании «Бю- лер»/Leybold Optics? Какие изделия на них вы- пускаются? — Как в некоторых случаях я позво- ляю себе выражаться, у Leybold Optics есть один недостаток: производительность на- шего оборудования иногда оказывается чрезмерно высокой. К примеру, несколько лет назад мы подсчитали, что совокупный объем выпуска конденсаторной пленки всеми российскими заводами не превыша- ет производительности одного металли- затора серии САР производства «Бюлер». Говоря по существу, следует отметить, что крупнейший поставщик «АВТОВАЗА» — Димитровградский завод светотехники, в 2013 году переименованный в ОАО «Авто- свет» — эксплуатирует несколько металли- заторов отражателей автомобильных фар производства «Бюлер»/Leybold Optics. На одном из заводов «Биаксплен» много лет работает металлизатор БОПП-пленки. Как указывалось выше, «Бюлер»/Leybold Optics выпускает вакуумные напылительные установки и других типов. Российские предприятия оптической промышленности, в том числе «Швабе»,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=