Plastics_8_2017

w w w . p l a s t i c s . r u 56 ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТ П Л А С Т И К С № 8 ( 1 7 0 ) 2 0 1 7 непрерывную ленту из шлифовальнойшкур- ки на тканевой основе (рис. 4). Износ гильзы по длине значительно меньше, поскольку площадь истираемой поверхности у цилиндра на порядок боль- ше площади гребня винта. В экструдерах с диаметром шнека не более 90 мм, у которых передача крутящего момента на шнек осу- ществляется, как правило, через шлицевое соединение, обеспечивающее соосность с приводом, следует ожидать максимального износа внутренней поверхности гильзы в зоне компрессии на выходе расплава. Вос- становление такой гильзы возможно рас- точкой изношенного конечного участка и запрессовкой закаленной втулки длиной, равной 4-6 D, или отжигом гильзы для раз- рушения азотированного слоя с последую- щей расточкой и шлифовкой в больший диаметр с повторным азотированием. Цена такого ремонта приближается к стоимости изготовления новой гильзы. Вэкструдерах, предназначенных для реци- клинга полимерных материалов и имеющих диаметр шнека D ≥ 100 мм, передача момента осуществляется, как правило, через шпонку. При сборке радиальный зазор полностью вы- бирается и шнек прижимается к внутренней стенке гильзы одной стороной по всей длине сопряжения. Это приводит к более равномер- ному износу шнековой пары по длине. Одна- ко отверстие гильзы в результате износа при- обретает форму эллипса. Если гильза сильно изношена по всей длине и азотированный слой больше не препятствует мехобработке, то становится возможной ее развертка в боль- ший диаметр специальным инструментом. При этом шлифовка наплавленного гребня шнека с подгонкой под увеличенный диаметр гильзы позволяет на некоторое время вос- становить производительность экструдера. Однако лишенная упрочненного слоя гильза будет подвержена ускоренному износу при дальнейшей эксплуатации. Ремонтшнековых пар с гильзой из нескольких частей описан в работе [1]. Аварийная поломка шнека Если износ гребня шнека снижает произ- водительность, оставляя возможность пла- нирования ремонта экструдера по срокам и средствам для его выполнения, то аварийная поломкашнека требует применения экстрен- ных мер. Сроки изготовления нового шнека взамен сломанного, зачастую превышающие один месяц, чреваты срывом обязательств по поставкам продукции. В этих условиях представляет интерес поиск технических ре- шений, обеспечивающих дальнейшую экс- плуатацию экструдера в аварийном режиме. Этому должно предшествовать выяснение обстоятельств возникновения аварии. Из наиболее часто встречающихся случаев сле- дует отметить: — включение привода вращения шнека при непрогретом цилиндре, приводящее к разрушению скручиванием шнека в зоне за- грузки; — попадание твердого предмета в экстру- дер, вызывающее выламывание части гребня винтовой поверхности; — усталостные разрушения в начале вин- товой нарезки от несоосности шнека и ци- линдра, а также в месте изменения диаметров в хвостовой части; — ферритное охрупчивание металла в ре- зультате перегревов и длительной эксплуата- ции. Необходимым условием для аварийного ремонта шнека является соединение его об- ломков. Очевидно, ремонтное соединение не может обеспечить первоначальной проч- ности в месте разрушения в условиях уста- лостного нагружения прогибом при враще- нии шнека. Применение сварки ограничено условием свариваемости применяемых для изготовления шнеков среднелегированных сталей и остаточными после сварки вну- тренними напряжениями. Поэтому основ- ным способом соединения обломков следу- ет принять резьбовое. Аварийный ремонт в этом случае предусматривает механическую обрезку гребня по внутреннему диаметру на участке 1,5-2 шага винта, зачистку упроч- ненного слоя и проточку на станке в люнете центрирующего пояска с нарезкой наружной левой—противоположной нарезке шнека — Рисунок 3. Шлифовка шнека на токарном станке А — использование люнета; Б — применение наждачного камня меньших размеров А Б Рисунок 4. Полировка шнека на токарно-винторезном станке с агрегатной головкой ленточного полирования

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=