Plastics_8_2018
w w w . p l a s t i c s . r u 56 ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ П Л А С Т И К С № 8 ( 1 8 1 ) 2 0 1 8 «Невидимый фронт» Практически каждое современное меро- приятие международного масштаба являет- ся своего рода «слоеным пирогом» с точки зрения организации. Масштабность собы- тия заключается в первую очередь в том, что для его проведения привлекается большое количество самых разнообразных ресурсов, сооружаются новые залы, стадионы, доро- ги, гостиницы, задействуются сотни тысяч людей, жизнедеятельность которых так или иначе сопровождается накоплением отхо- дов, которые необходимо каким-то образом выводить из оборота. Или же, наоборот, воз- вращать в оборот, но уже в другом качестве. Поэтому одним из слоев упомянутого «слое- ного пирога» является специально организо- ванная работа по обеспечению сохранности окружающей среды вокруг того объекта, где мероприятие проводится. Впрочем, просто сохранение — это уже неактуально. Задача более значительная — не просто сохранить, как было, а выйти на новый уро- вень взаимодействия с окружающей средой, внедрить новые алгоритмы обращения с от- ходами, в том числе полимерными, привить обществу — пусть не всему, но хотя бы наи- более ответственно мыслящей его части — новые навыки обращения с теми предмета- ми, которые мы привычно выбрасываем в мусорный ящик. А предметов, путь которых (зачастую весьма недолговечный) завершает- ся в мусорном баке, миллионы и миллионы. Думаю, далеко не все зрители состязаний ЧМ-2018 знают о том, какая огромная работа проводилась, что называется, за кадром фут- больных баталий для того, чтобы стадионы и фан-зоны по окончании игр остались таки- миже чистыми и привлекательными, какими были в день своего открытия. Наиболее впечатляющим, по моему мне- нию, конечным результатом работы бойцов невидимого фронта по утилизации отходов чемпионата мира по футболу стал рециклинг ПЭТ-бутылок. Количество бутылок с про- хладительными напитками, поставленных производителями на стадионы, исчисляется миллионами. Предлагаю рассмотреть, каким образом все это не превратилось в мусорные терриконы в окрестностях городов, прини- мавших матчи чемпионата. Стратегия FIFA Суть подхода FIFA заключается в том, что банальную, в общем-то, коммунальную проблему подняли на высокий социальный уровень, и проблема сразу оказалась достой- ной внимания солидных компаний мирового уровня, являющихся партнерами FIFA. На- пример, сообщалось, что компания «Coca Cola Россия» в рамках общественной про- граммы «Разделяй с нами» еще в 2016 году, в период подготовки кЧМ-2018, запланировала собрать и отдать на переработку свыше 4500 т пластиковых отходов. К 2020 году «Coca Cola Россия» планирует собирать для переработ- ки не менее 40% отходов потребительской упаковки, выпущенной компанией на отече- ственный рынок. Пресс-релиз Coca-Cola ин- формирует, что она популяризует ответствен- ное отношение к раздельному сбору отходов в рамках чемпионата мира по футболу. При всей утилитарности проблемы пере- работки мусора, в том числе полимерного, подход FIFA вызывает уважение тем, что благодаря ему четко просматривается место утилизации отходов в картине современного и будущего мира. Речь идет о том, что все про- водимые спортивные соревнованиямирового масштаба, ифутбольные в том числе, должны способствовать устойчивому развитию обще- ства — это основополагающая идея. По словам генерального секретаря FIFA ФатмыСамоуры, успешная организация чем- пионата мира пофутболу с учетомпринципов устойчивого развития является приоритет- ной задачей для Международной федерации футбола. В связи с этим была разработана Казалось бы, какая может быть связь между всенародно любимой игрой и вторичной переработкой пластиков? Тем не менее оказалось, что именно футбол, а точнее, случившийся в России чемпионат мира по футболу, наглядно показал действенность грамотно выстроенной схемы рециклинга, которая начиналась с покупки рядовым потребителем на одном из 12 стадионов, где проходили игры мундиаля, бутылки с газированной водой, стаканчика с кофе или одноразовой тарелки с едой и заканчивалась производством новой полезной вещи из собранных на стадионе пластиковых отходов. В результате вполне реально получить изделие, обладающее совершенной иной потребительской ценностью, зачастую нисколько не меньшей, чем подвергшиеся рециклингу ПЭТ-бутылки и посуда, да еще и с более продолжительным сроком эксплуатации Лиля ГУСЕВА, к.х.н., независимый эксперт Футбол и рециклинг
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=