Plastics_8_2021

СПЕЦТЕМА/ ВЫДУВНОЕ ФОРМОВАНИЕ П Л А С Т И К С № 8 ( 2 1 4 ) 2 0 2 1 w w w . p l a s t i c s . r u 34 Использование вторичного сырья В процессе экструзионно-выдувного формования упаковки обычно образуют- ся отходы в виде облоя и забракованных изделий. Большинство производителей бутылок измельчают их для повторного использования в качестве вторсырья ради экономии первичных полимеров и, соот- ветственно, сокращения своих затрат. Ча- стицы таких вторичных материалов (дро- бленка) отличаются неоднородностью, и, следовательно, параметры расплава на выходе из экструдера также будут менее стабильными, чем при применении пер- вички. Вот почему дробленку обычно сме- шивают с первичными пластиками. Измельченная вторичка использует- ся при производстве как однослойных, так и многослойных бутылок, при этом миграцию нежелательных веществ и возникновение химических реакций между упаковкой и содержимым можно предотвратить, взяв рециклят только для получения наружных слоев. Внутренние изготавливаются из первичного полиме- ра или материала, не содержащего ни- каких добавок (рис. 2). Примеры широко используемых и коммерчески привлека- тельных комбинаций слоев с применени- ем дробленки приведены в табл. 1. Выдувные автокомпоненты Пластик в последние годы часто подвергается критике: его зачастую называют одним из врагов экономики замкнутого цикла. Но это не всегда соот- ветствует действительности. Параллель- но с внедрением инновационных систем автоматизированного проектирования автомобилестроители начали постепен- но заменять те или другие металлические компоненты, например топливные баки и наливные трубы, пластиковыми деталями, чтобы уменьшить общий вес транспорт- ного средства. В результате автомобиль становится более экономичным, улучша- ются его ходовые характеристики. Пластиковый топливный бак выпу- скается из многослойного материала, в состав которого входит несколько ба- рьерных слоев из таких полимеров, как EVOH и ПА. Их задача заключается в том, чтобы предотвращать эмиссию лету- чих веществ. Пластиковые трубопроводы также изготавливаются многослойными, а в качестве отдельных слоев для прида- ния прочности всей конструкции исполь- зуется армирующий полимер. На рис. 3 изображен защитный чехол (пыльник) привода автомобильного коле- са. Он изготовлен на полностью электри- ческой машине Tahara для инжекционно- выдувногоформования (рис. 4). Горловина отлита под давлением, а основная часть выполнена путем выдувного формования. Техпроцесс литья под давлением позволя- ет с высокой точностью изготовить деталь нужной формы с требуемыми допусками, а выдувное формование дает возмож- ность добиться равнотолщинности всех частей изделия даже в случае, когда оно имеет такую сложную форму. В качестве основного материала используется эла- стомер, который был выбран ввиду его эластичности. Рисунок 4. Полностью электрическая машина Tahara для инжекционно- выдувного формования (серия HPS) Содержимое упаковки Количество слоев Материалы слоев Майонез 6 ПЭВД Дробленка Адгезив EVOH Адгезив ПЭВД Топливо 6 ПЭ Адгезив EVOH Адгезив Дробленка ПЭ Агрохимикат 5 ПА Адгезив Дробленка ПЭНД ПЭНД (прозрачная полоса) Шампунь 4 ПЭНД Дробленка Адгезив ПЭТГ Автомобильное смазочное масло 3 ПЭНД Дробленка ПЭНД Таблица 1. Типичные примеры выдувной упаковки, в комбинации слоев которой используется дробленка

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=