Plastics_8_2022
СПЕЦТЕМА/ ТРЕНДЫ В РЕЦИКЛИНГЕ П Л А С Т И К С № 8 ( 2 2 5 ) 2 0 2 2 w w w . p l a s t i c s . r u 18 ежегодно генерируется до 200 млн т бытовых и 3,3 млрд т промышленных от- ходов, а общая масса неутилизирован- ных отходов составляет более 7 млрд т, из которых более 95% размещается на незаконных свалках. Кроме того, до 20% ввозимых в Китай отходов не рассортированы, а потому экспортно- импортные операции с ними запрещены Базельской конвенцией. В связи с этим Министерством охраны окружающей среды КНР в 2018 году был введен за- прет на ввоз 24 видов отходов, в том числе металлов и/или их соединений, содержащих мышьяк, изделий из тек- стиля, несортированной макулатуры, пластиковых отходов и прочего. В настоящее время под действие тех или иных политических, законодательных или нормативных актов в отношении элек- тронных отходов попадает деятельность 71% населения планеты. По сравнению с 2014 годом, когда этот показатель со- ставлял 44%, положение дел улучшилось. На высокие показатели охвата повлиял тот факт, что национальные правовые механизмы начали действовать в таких наиболее густонаселенных странах, как Китай и Индия. Вместе с тем данные об охвате населения касаются только 78 из 193 государств. Таким образом, на сегодняшний день политические, за- конодательные или нормативные меры действуют менее чем в половине всех стран мира. Соответственно, из-за неадекватно- го управления отходами электрического и электронного оборудования многие страны сталкиваются с серьезными ри- сками для окружающей среды и здоровья человека. Даже там, где действует офи- циальная система обращения с электрон- ными отходами, существует проблема от- носительно низких показателей их сбора и переработки. Потеря ценного ресурса Однако, говоря об опасности ОЭЭО, нельзя не затронуть другую, не менее важную проблему — потерю ценных ресурсов. Любые отходы можно рас- сматривать в качестве вторичных мате- риальных (или энергетических) ресурсов, поскольку они могут быть использованы в хозяйственных целях либо после соот- ветствующей обработки, либо как ис- ходное сырье для производства перво- начального продукта или изделия нового назначения. Пренебрежение ОЭЭО в качестве ценного вторичного ресурса можно рассматривать как расточитель- ство, которое препятствует устойчивому развитию общества. Но многие способы производства, по- требления и утилизации электронных от- ходов экологически нерациональны: про- цедуры сбора и переработки внедряются медленно и сопровождаются экзогенными факторами (выбросы парниковых газов, а также токсичных веществ в процессе неофициальной переработки). Поэтому единственный вариант со- хранить нашу планету как дом, пригод- ный для жизни, — это наладить сбор и комплексную переработку ОЭЭО с воз- вратом в экономику ценных вторичных ресурсов. Перспективный бизнес Мероприятия по официальному сбо- ру обычно проводятся в соответствии с требованиями национального законо- дательства в области электронных отхо- дов, в котором предусмотрено, что сбор электронных отходов осуществляется уполномоченными организациями, про- изводителями и/или государственными органами. Эта работа ведется силами предприятий розничной торговли, муни- ципальных пунктов сбора и/или служб вывоза. Конечным пунктом назначения собранных таким образом электронных отходов является специализированный перерабатывающий завод, осуществля- ющий рекуперацию ценных материалов методами, предполагающими контроль над воздействием на окружающую сре- ду, и утилизацию вредных веществ на принципах экологически обоснованно- го регулирования. Остаточные продукты, извлечение из которых вторичного сырья невозможно или экономически нецеле- сообразно, затем сжигаются и сопрово- ждаются получением тепловой энергии или вывозятся на контролируемые мусор- ные полигоны. В мире есть достаточно примеров се- рьезного подхода к утилизации ОЭЭО. Например, в Германии действует му- ниципальная сеть, состоящая из 1,6 тыс. пунктов сбора пяти категорий ОЭЭО: крупногабаритное оборудование, хо- лодильное оборудование, телевизоры, цифровая техника, лампы и малые элек- троприборы. Подобная система суще- ствует и в других европейских странах, в США, Канаде, Японии. Большой прогресс в деле утилиза- ции электроники принесло введение во многих странах так называемой расши- ренной ответственности производителя (РОП), которая стала ключевым элемен- том общественной экологической поли- тики в ряде стран мира. Термин «расши- ренная ответственность производителя» впервые появился на заседании Мини- стерства по защите окружающей среды в Швеции в 1990 году и определялся как «стратегия защиты окружающей среды для достижения экологических целей по снижению общего воздействия на окру- жающую среду от продукта, изготовлен- ного производителем, на протяжении полного жизненного цикла, включая его рециклинг, переработку и конечную утилизацию». РОП реализуется посред- ством использования административ- ных, экономических и информационных инструментов. Основным проблемным моментом в реализации политики РОП является правильное распределение обязанностей между производителями, местными властями и потребителями. Введение ответственности произво- дителей за утилизацию своей продукции дает возможность добиться существенно- го улучшения показателей переработки ОЭЭО. А она, хоть и требует серьезных первичных затрат, является достаточно перспективным бизнесом. В 2007 году генеральный директор и председатель совета директоров Hewlett-Packard Марк Херд заявил: «Ответственность за окру- жающую среду — хороший бизнес. Мы достигли переломного момента, когда цена и качество нашей продукции более не страдают от того, что она стала «зе- леной», а наоборот, изделия становятся более конкурентоспособными». Приме- ры успешного использования вторичного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=