Plastics_8_2024

П Л А С Т И К С № 8 ( 2 4 7 ) 2 0 2 4 w w w . p l a s t i c s . r u 25 ТЕМА НОМЕРА/ ОСНОВНОЕ СЫРЬЕ И ДОБАВКИ технические требования, предъявляемые к изготовлению одноразовой посуды, одноразовых столовых приборов и не- которым видам жесткой упаковки из бе- лого ПП. Несомненно, как и в настоящее время, каждое изделие должно быть про- маркировано соответствующей цифро- вой и буквенной маркировкой согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности упаковки» ТР ТС 005/2011. В таком случае каждый конечный потребитель будет понимать, что доставленная готовая еда в про- зрачном контейнере — это изделие из ПЭТ-материала, а белые столовые при- боры — это изделия из полипропилена. Простой способ идентификации двух ис- пользуемых материалов позволит суще- ственно упростить процессы раздельного накопления, сортировки и переработки использованной пластиковой посуды и даже некоторых видов упаковки. Товары из ПП и ПЭТ представляют собой изделия из мономатериалов, каждое из которых может быть легко переработано во вто- ричное сырье, что соответствует принци- пам экономики замкнутого цикла. Процесс унификации применяемых полимерных материалов неизбежен и является одним из направлений по сни- жению неизвлекаемых или неперераба- тываемых отходов полимеров в ТКО. Дальнейшее развитие системы раз- дельного накопления бытовых (в первую очередь, полимерных) отходов вкупе с развитием унификации применяемых пластмасс позволит существенно со- кратить попадание отходов от упаковки на полигоны. Общее количество упако- вочных материалов на основе пластика, в том числе комбинированных с ним, не так велико. Разработать методы их ути- лизации необходимо, хотя это и потребу- ет некоторого времени. Именно на этом должны быть сосредоточены усилия по поддержке научных, технологических и организационно-технических изыска- ний. Можно с уверенностью сказать, что сфера организации накопления и переработки отходов в настоящее вре- мя становится одной из наиболее науко- емких, интересных и творческих задач для решения — на уровне, сравнимом с освоением космоса или появление новых революционных направлений в медицине. Очевидно, что, идя навстречу этому, отрасль упаковки и производства из- делий из пластмасс должна двигаться в сторону проработки вопросов унифи- кации применяемых материалов. Но эти процессы должны происходить поступа- тельно и эволюционно, без ограничений и запретов до момента уверенного ос- воения применения более современных материалов, которые легче отделить от остальных отходов и переработать. При этом унификация материалов для произ- водства пластиковой посуды и жесткой упаковки является, пожалуй, относитель- но простым и безболезненным шагом на этом пути, так как позволяет начать ис- пользовать уже существующую систему отдельного накопления ПЭТ-бутылок. К прозрачным ПЭТ-бутылкам добавятся прозрачные коррексы, лотки и контей- неры из полиэтилентерефталата. Структура сбора ПЭТ-отходов смо- жет также включать накопление отходов одноразовой посуды и контейнеров из белого ПП. Далее в месте сортировки можно легко визуально разделить два полимерных материала, так как один из них (ПЭТ) будет прозрачный, а второй (ПП) белый или иметь молочный полу- прозачный цвет. Увеличение количества собираемых полимерных отходов позволит повысить рентабельность данного бизнеса и, сле- довательно, кратно расширить инфра- структуру сбора полимерных отходов, которая должна проникнуть и в промыш- ленность, и в ретейл, и в кейтеринг. Создание инфраструктуры (включая разработку соответствующего законода- тельства) сбора отходов, в свою очередь, позволит вовлечь еще больший процент отходов пластиковой посуды и контейне- ров в экономику замкнутого цикла. Выработка конкретных мер по сни- жению полимеров в ТКО и увеличение их раздельного сбора приведет к уве- личению объема переработки отходов полимеров во вторичное сырье, позволит полимерной отрасли сократить приме- нение первичного сырья и помимо по- ложительного влияния на окружающую среду позволит отрасли сократить себе- стоимость. Для внедрения данных мер необходим переходный период для подготовки про- изводственной базы, а также постепенно- го изъятия из оборота одноразовых изде- лий из других пластиков, запрета выпуска псевдобиоразлагаемых и других псевдо- экологичных комбинированных матери- алов на основе комбинации «полимер/ картон», ограничение применения мела и талька при производстве одноразовой посуды и жесткой упаковки для получения чистого вторичного сырья и облегчения его вторичной переработки. Реализовать данную инициативу, несомненно отвечающую современной зеленой повестке, можно только при за- интересованности государственных ве- домств, введения регуляторных норм и правил и, безусловно, активном участии делового сообщества, которое обеспе- чивает страну такими изделиями. ЛИТЕРАТУРА 1. https://www.statista.com/ topics/5141/plastic-waste-in- europe/#topicOverview 2. Стратегия развития промыш- ленности по обработке, утилиза- ции и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержден- ная распоряжением Правительства РФ 25 января 2018 г. № 84-р. 3 . h t t p s : / / e n v i r o n me n t . ec.europa.eu/topics/waste-and- recycling/packaging-waste_en 4. https://eur-lex.europa. e u / l e g a l - c o n t e n t / E N / TXT/?uri=celex%3A31994L0062 5. https://staxxer.com/en/ extended-producer-responsibility- epr-in-europe/

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=