Plastics_9_2010

ТЕМА НОМЕРА /МНОГОСЛОЙНОСТЬ И МНОГОКОМПОНЕНТНОСТЬ П Л А С Т И К С № 9 ( 9 1 ) 2 0 1 0 w w w . p l a s t i c s . r u 43 Соусы Исходя из объемов потребления, соус №1 в России — майонез, а соус №2 — кетчуп (рис. 2). Для розлива этих двух распространенных продуктов в стране сегодня используется самая разная тара: стеклянные бутылки и банки, полипро- пиленовые ведра, пакеты «дой-пак» и — в меньших масшта- бах — ПЭ-тара и ПЭТ-бутылки. Стеклянные емкости используются все меньше, так как полимерная тара немного дешевле, намного легче и не бьет- ся, что удобно и для потребителей, и для производителей. Барьерная полипропиленовая тара, в свою очередь, может обеспечить следующие дополнительные преимущества в секторе соусов (рис. 3): — приемлемая цена, сопоставимая или более низкая по сравнению с ПЭТ-тарой; —свобода дизайна и выбора горловины, более оригиналь- ный и привлекающий внимание вид на полке по сравнению со стандартными пакетами и ведрами; — возможность горячего розлива, что является обязатель- ным для стандартных линий розлива кетчупа (по сравнению с ПЭТ-тарой для горячего розлива, с которой необходимо предварительно проводить либо специальные процедуры кристаллизации преформ, либо усиливать стенки и горло- вину, либо добавлять в конструкцию бутылки «уродливые» ребра жесткости, либо все вышеперечисленное); — устойчивость на полке даже при малом количестве со- держимого (по сравнению с пакетами); — удобное выдавливание по сравнению со стеклянной тарой и более приятное выдавливание по сравнению с ПЭТ- бутылками: полипропиленовые бутылки сдавливаются мяг- ко, а не хрустят, как ПЭТ. И главное преимущество барьерной тары, конечно, в длительных сроках хранения продукта. Вообще итоговый срок хранения зависит от множества факторов: от рецеп- туры продукта и консервантов, от условий розлива — но и, безусловно, от барьерных свойств тары. Если говорить о кон- кретных показателях, то на примере кетчупа в бутылках из ПП/EVOH/ПП достигаются сроки хранения до 15 месяцев… без консервантов. Соки На российском рынке соков, как и в секторе соусов, на- блюдается достаточно унылая унификация упаковки. Боль- шинство продукции разливается в картон компаний Tetra Pak и SIG. Небольшая часть соков продается в стеклянных бутыл- ках, еще меньшая — в «бабушкиных» стеклянных банках. Доля соков, разливаемых в полимерную тару, приходится на ПЭТ-бутылки объемом обычно от 0,3 до 0,5 литра, иногда до 1 литра. Срок годности соков в такой упаковке не превыша- ет 6 месяцев, а их дизайн ограничен стандартными формами, напоминающими бутылки от газированных напитков. Упа- ковка соков в ПЭТ-бутылки несколько затруднена, потому что стандартные линии предназначены для горячего розлива, а это в случае с ПЭТ требует преодоления целого ряда ограни- чений (о них сказано выше). Горячий розлив открывает дорогу бутылкам на основе полипропилена (рис. 4). На рынке также совершенно очевиден дефицит упаковки семейного класса в 2 или даже 3 литра. Об этом уже говорилоь в статье об экструзионном сополиэфиреПЭТ (см. «Пластикс»,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=