Plastics_9_2010
ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ П Л А С Т И К С № 9 ( 9 1 ) 2 0 1 0 w w w . p l a s t i c s . r u 70 вышения импорта над экспортом, что объяс- няется, с одной стороны, ненасыщенностью рынка, а с другой стороны, неконкуренто- способностью отечественной продукции. На рисунке 3 представлена динамика экспорта и импорта полимерных пленок. В 2009 году импорт превысил экспорт в 7 раз и составил 259,6 тыс. тонн. Россия импортирует пленки, которые по каче- ственным параметрам превосходят отече- ственную продукцию, а также те, которые выпускаются в России в недостаточном количестве или вообще не выпускаются в силу объективных причин (отсутствие или недостаток сырья, несовершенство техно- логической базы для производства), либо если импортная продукция предлагается по более низким ценам. Самыми крупными поставщиками по- лимерных пленок на российский рынок являются Китай, Германия, Белоруссия, Украина, Малайзия, Польша, Италия — на их долю приходится около 64 процентов от общего объема импорта. Экспорт полимерных пленок незначи- тельный, в 2009 году его доля составила 5,4 процента от производства. Однако объем экспорта в 2009 году достиг 37 тыс. тонн, что в 2,53 раза выше, чем в 2008 году. В структуре экспорта 76,2 процента занимают пленки из полипропилена, где 80,1 процента составля- ют конкурентоспособные на мировом рынке БОПП-пленки. Основными регионами сбы- та российских полимерных пленок являются страны СНГ, на долю которых приходится около 80 процентов российского экспорта. Из них самыми крупными потребителями являются Украина, Белоруссия и Казахстан. На рисунке 4 представлена видовая структу- ра экспорта пленок в 2009 году. Характеристика рынка Рынок полимерных пленок является динамично развивающимся, но не насы- щенным. В 2002-2009 гг. на нем сложилась устойчивая тенденция превышения спроса над предложением. На рисунке 5 представ- лена динамика развития этих показателей в 2002-2009 гг.; из диаграммы видно, что спрос на полимерные пленки превышает предло- жение отечественных производителей. В таблице 1 приведены индексы опережения спроса по отношению к предложению в 2002-2009 гг. Постепенно тенденция начинает менять- ся: так, в 2009 году спрос опережал предло- жение только на 32 процента по сравнению с 60 процентами в 2002 году. Однако тем- пы роста предложения опережают темпы роста спроса. Так, темпы роста спроса в 2009 году относительно 2002 года составили 231,7 процента, а темпы роста предложе- ния — 279,6 процента. Видовая структура рынка полимерных пленок в 2009 году пред- ставлена на рисунке 6. Векторы развития каждого рыночного сегмента полимерных пленок различны. Так, темпы роста емкости рынка пленок в 2009 году по отношению к 2002 году сле- дующие: — ПЭ-пленки — 215,7 процента; — ПП-пленки — 232,8 процента; — ПВХ-пленки — 201 процент; — многослойные пленки — 592 про- цента; — прочие пленки — 169,1 процента. Более высокими темпами развивается рынок многослойных пленок с барьерны- ми свойствами, которые находят широкое применение в пищевой упаковке. Структура рынка пленочных материалов обусловлена формированием рыночных секторов их применения. Спрос на плен- ки различных направлений использования (пищевые, технические, сельскохозяйствен- ные, специального назначения и прочие) во Рисунок 3. Динамика российского экспорта и импорта полимерных пленок, тыс. тонн Импорт Экспорт 76,2 Пленки ПП (в т.ч. 80,1% БОПП) Пленки ПЭ Пленки ПВХ Пленки ПЭТ Прочие Рисунок 4. Видовая структура российского экспорта полимерных пленок в 2009 году, % 12,7 5,4 1,8 3,9 Спрос Предложение Рисунок 5. Соотношение спроса и предложения на российском рынке в 2002-2009 гг., тыс. тонн
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=