Plastiks_9_2019
w w w . p l a s t i c s . r u 22 ТЕМА НОМЕРА /НАВСТРЕЧУ ВЫСТАВКЕ К-2019 П Л А С Т И К С № 9 ( 1 9 3 ) 2 0 1 9 Закончилась ли полимерная революция? Очень часто в дискуссиях вокруг нефте- химии и ее роли в современной структуре производства и потребления приводится тот факт, что за последние 70 лет спрос на полимеры (основные продукты отрасли) увеличился в 200 раз и даже несколько боль- ше (в 1950 году потребление оценивалось всего в 1,5 млн т). При этом спрос на «тра- диционные» материалы, такие как сталь или дерево, вырос лишь в 2-8 раз. Такую диспропорцию объяснить достаточно про- сто: ключевым (впрочем, не единственным) фактором здесь явился процесс замещения традиционных материалов полимерами в тех сферах, где это было технологически возможно и экономически обосновано. И хотя прямо это обычно не звучит, пода- вляющее большинство полимерных специ- алистов убеждены, что этот процесс будет продолжаться и впредь. Иными словами, потенциал развития емкости полимерных рынков фундаментально превышает потен- циал всеобщего экономического и демогра- фического роста. При внимательном же взгляде на этот те- зис оказывается, что он не столь очевиден. Действительно ли в нашу высокотехноло- гичную и эффективную в плане снижения издержек эпоху потенциал вытеснения по- лимерами металлов, сплавов, стекла и ке- рамики из их традиционных сфер примене- ния еще сохранился? Если это так, то где он сфокусирован? На что обратить внимание полимерному бизнесу? Если уточнить проблематику, то кор- ректнее, вероятно, поставить вопросы так. Какое место сегодняшние технологические тенденции в сфере дизайна, проектирования, конструирования и внедрения новых товаров (или их поколений) отводят полимернымма- териалам в будущем? Расширят ли сегодняш- ние пластики свою структурную экспансию? И если расширят, то какими будут или как минимум должны быть эти полимеры? Стоит отметить, что вопрос этот не ис- следовался публично, по меньшей мере в российском отраслевом сообществе. В пред- лагаемом обзоре центр RUPEC, разумеется, не претендует на полное и исчерпывающее устранение этого пробела. Здесь скорее обо- значены ключевые ограничения, стоящие на пути расширения потребления полимер- ных материалов в наиболее технологичных и «продвинутых» сферах, и отмечены те основ- ные области, которые потребуют от полимер- ного бизнеса более внимательной оценки. Полимеры VS традиционные материалы Прежде всего стоит поговорить о том, в какой мере вообще можно рассчитывать на то, что полимеры могут заменять традици- онные материалы, в первую очередь металлы и сплавы, а также стекло. Ведь между этими материалами есть значимые различия, часто совершенно неустранимые просто по при- роде самих веществ. Попробуем переместиться на достаточ- но высокий уровень абстракции и предпо- ложить, что существует всего несколько ба- зовых характеристик того или иного товара, изделия или детали в ходе их эксплуатации, которые могут проявляться индивидуально или же комбинироваться, а именно: — способность сопротивляться (в раз- личных смыслах) механическим нагрузкам; — устойчивость к температурным воз- действиям; — масса на единицу объема (плотность); — различные формы взаимодействия с излучением, например способность пропу- скать свет в видимом диапазоне (прозрач- ность); — характеристика по отношению к про- водимости тока (проводники, изоляторы или полупроводники); —характеристики по отношению к агрес- сивным химическим средам; — барьерные свойства по отношению к газам; — стоимость. Например, к пищевым упаковочным пленкам и внутренним слоям автомобиль- Структурный фактор (замещение пластиками традиционных материалов в их привычных сегментах применения) в период полимерного бума был одной из главных причин опережающих темпов роста спроса на пластмассы в последние 70 лет. Однако сегодня многие признаки (сближение темпов роста спроса на пластики и мирового ВВП, интенсивное усложнение полимерных материалов) указывают на исчерпание роли данного фактора в качестве драйвера спроса на полимеры. В силу вступают иные рыночные тенденции, и это стоит учитывать, планируя развитие своего бизнеса Андрей КОСТИН, руководитель информационно- аналитического центра RUPEC
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=