Plastics_9_2021

ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ П Л А С Т И К С № 9 ( 2 1 5 ) 2 0 2 1 w w w . p l a s t i c s . r u 48 Среди них следует в первую очередь упомянуть таких прогрессивных дизай- неров, как семейная пара Чарльз и Рэй Имз, а также их друг и коллега Ээро Сааринен. Американские дизайнеры Чарльз и Рэй Имз первоначально занимались экс- периментами с более дорогими алюми- нием и фанерой, однако затем решили попробовать стекловолокно. Оно было введено в употребление армией США в годы Второй мировой войны и никогда прежде не использовалось для изготов- ления гражданских предметов бытового назначения, в том числе мебели. Послевоенные годы были довольно сложными с финансовой точки зрения для многих американских семей, поэтому во- прос доступной недорогой мебели стоял довольно остро. Музей современного ис- кусства в Нью-Йорке объявил конкурс на создание малобюджетной мебели. Для участия в этом конкурсе супруги Имз проектировали стул из окрашенного в массе стекловолокна, изготовленный методом термоформования. Ножки стула, правда, были деревянные. Так в 1950 году появился Eames Plastic Chair. После успеха на конкурсе дизайне- рами Имз было создано целое семей- ство стульев: с подлокотниками или без, на деревянных ножках (модель DAW — Dining Height Arcmhair Wood Base) и на металлических (модель DAR — Dining Height Armchair Rod Base). Причем ме- таллические ножки могут быть разной конструкции: из трубчатой стали или из затейливо переплетающейся проволоки (такие ножки из толстой упругой про- волоки получили название «эйфелева башня»). Обе модели — DAW и DAR — производятся до сих пор. Были даже кресла-качалки на дере- вянных ножках-полозьях. И с ними связан весьма трогательный факт. Производство Eames Plastic Chair впервые началось на фабрике Herman Miller. Она до сих пор выпускает эти стулья, но уже, естествен- но, в расширенном ассортименте. Так вот сотрудницы этого предприятия, выходя- щие в декрет, получали в подарок такое пластиковое кресло-качалку и были очень довольны, потому что его плавное покачивание, по воспоминаниям работ- ниц того времени, хорошо расслабляет и убаюкивает. В настоящее время Eames Plastic Chair производятся из полипропилена и счита- ются одной из наиболее часто копируе- мых моделей стульев. Несмотря на тот факт, что оригинальные стулья четы Имз до сих пор выпускаются, на рынке полно копий, причем зачастую вполне достойно- го качества и по весьма немалой цене. Верхняя, пластмассовая часть стульев изготавливается в самой широкой цве- товой гамме. Колористическое решение сидений в сочетании с различной кон- струкцией ножек позволяет дизайнерам интерьеров свободно воплощать свои замыслы. Историки дизайна называют Eames Plastic Chair хитом мебельного дизайна мирового масштаба и неверо- ятным синтезом минимализма с потря- сающим комфортом. Композитный стул-тюльпан Но все-таки это были не полностью полимерные стулья. Друг и коллега супругов-дизайнеров Имз финский ар- хитектор и дизайнер Ээро Сааринен так- же работал над идеей создания стула из пластика. Но, в отличие от Чарльза и Рэй Имз, считал, что от ножек стульев надо избавляться. В интерьере Сааринена беспокоило то, что он называл визуаль- ным шумом, который создавался в том числе переплетением ножек столов и стульев. Стремясь избавить дом от вно- сящего беспорядок большого количе- ства ножек (подумать только: по четыре у каждого стула, да еще и у стола!), в 1955-1957 годах Ээро Сааринен соз- дал футуристического вида стул всего на одной ножке. Силуэт стула одним напо- минал полураскрытый бутон тюльпана, а другим — пузатый винный бокал. Роман- тика победила, и стул вошел в историю дизайна как стул-тюльпан (Tulip Chair). Однако дизайн оказался в плену тех- нологических возможностей промышлен- ного производства середины 50-х годов. Стул-тюльпан тоже не был полностью пла- стиковым, а изготавливался из термофор- мованного стекловолокна и алюминия. Несмотря на тот факт, что стул-тюльпан на первый взгляд выглядит как монолит- ный, на самом деле его ножка-постамент была лишь облицована пластиком. Историки дизайна называют Tulip Chair знаковым креслом с биоморфными чертами и даже иконой дизайна. Статус стула-тюльпана как шедевра подтверж- дает тот факт, что Нью-Йоркский музей современного искусства включил его в свою коллекцию. С культурологической точки зрения значение Tulip Chair еще более масштабно. Кинематограф воз- нес этот предмет мебели на необыкно- венную высоту в прямом и переносном смысле. Стул-тюльпан мы видим в инте- рьере космолета «Энтерпрайз» в сериа- ле «Звездный путь» (1966-1969 годы), в кадрах фильмов «Люди в черном» (1997 год), «Kingsman: Секретная служ- ба» (2015 год.), «Марсианин» (2015 год) и сериала «Винил» (2016 год). Есть и более официальное признание значения пластикового стула-тюльпана для мировой культуры. Так, в 2010 году в рамках единой европейской серии «Европейская архитектура» в Финлян- дии была выпущена серебряная памят- ная монета номиналом 10 евро «Ээро Сааринен и финская архитектура». Мо- нета была посвящена 100-летию со дня рождения этого выдающегося архитек- тора и дизайнера. На реверсе монеты имеется стилизованное изображение стула-тюльпана. Права на изготовление Tulip Chair принадлежат фирме Noll, и сегодня стул- тюльпан производства данной компании состоит из полимерной верхней части и алюминиевой ножки, покрытой тем же полимерным материалом, что использу- ется для сиденья. Однако на рынке присутствуют стулья такого же дизайна, но полностью поли- мерные. Их выпускают другие компании, и авторская чистота этих изделий не со- всем ясна. Вместе с тем нельзя не при- знать, что за полвека с лишним, прошед- шие с того времени, когда стул-тюльпан был изготовлен в промышленных услови- Стул-тюльпан из термоформованного стекловолокна и алюминия

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=