Plastics_9_2021

ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ П Л А С Т И К С № 9 ( 2 1 5 ) 2 0 2 1 w w w . p l a s t i c s . r u 49 ях впервые, технологический прогресс шагнул далеко вперед и возможности от- расли переработки полимеров серьезно расширились. Поэтому, с одной стороны, мечта Ээро Сааринена осуществилась: его концепция «один предмет — один материал» реализована; а с другой сто- роны, авторские права на стул-тюльпан как-то размылись. «Вырастающий из пола» стул Датский дизайнер Вернер Пантон со- вершил переворот в массовом сознании: он избавился от того, что, наряду с сиде- ньем, составляло сущность стула, — от его ножек. Именно их дизайнеры преды- дущих столетий видоизменяли самыми разными способами, создавая тот или иной узнаваемый стиль мебели. Ножки стульев делались массивными или изящ- ными, задавая тон интерьеру помещений и даже фасонам дамских платьев. Поиски Вернера Пантона продолжа- лись 10 лет. Он начал свои творческие изыскания с достижения безупречной формы. После того как она была найде- на, встал вопрос о выборе материала. Именно пластмасса не только смогла обе- спечить прочностные свойства стула такой формы, но и передала этому предмету мебели необычной формы свою пластич- ность и ощущение непрерывного течения, плавного и естественного перехода одной функциональной части стула в другую. К сожалению, рассказывая с чувством глу- бокого восхищения об истории создания стула Пантона (Panton Chair), историки дизайна не упоминают о такой прозаиче- ской, на их взгляд, вещи, как разработка технологического решения для изготов- ления такого стула в производственных условиях. В отличие от стульев Чарльза и Рэй Имз и Ээро Сааринена стул Вернона Пантона изготавливался литьем под дав- лением. А ведь если бы технологическое решение не было найдено, стул Пантона навсегда остался бы штучным предметом, игрой фантазии. Материал нашелся, и технологиче- ское решение тоже. В результате стул Пантона стал символом 60-70-х годов ХХ века наряду с освоением космоса и сексуальной революцией. И в тот период, и гораздо позже, спустя четверть века, стул Пантона появлялся на обложках глянцевых журналов, таких как Vogue, демонстрируя торжество дизайнерской мысли вне моды и временных рамок. Пластиковый стул Пантона так же, как и упомянутые выше полимерные стулья, входит в коллекции ведущих мировых музеев дизайна. Panton Chair, который впервые был представлен публике в 1967 году, про- изводится до сих пор и по-прежнему очень стильно смотрится в интерьере как жилых, так и офисных помещений. Вместе с тем он доступен и во вполне бюджетном варианте, поскольку выпу- скается из различных пластиков с раз- ной отделкой. Например, классическая версия стула Пантона изготавливается с глянцевой поверхностью и стоит до- роже, нежели модель «в матовом поли- пропилене». Вернер Пантон еще в 1963 году на- чал сотрудничество с компанией Vitra, и именно на ее заводе стулья Пантона начали производиться в промышленных условиях. Что происходит и до сих пор. Кресло из оргстекла Знаменитый стул, названный именем его создателя, был не единственным пла- стиковым стулом, который разработал Вернер Пантон. Сотрудничая с компани- ей Plus-linje collection, Пантон в порядке эксперимента создал кресло из прозрач- ного оргстекла. Позднее эта его идея бу- дет очень успешно воплощена в жизнь, но другим дизайнером. Впрочем, и сам Пантон не являлся пионером в работе над предметами мебели из прозрачных материалов. У него имелись предше- ственники. Их было мало, но среди них, в частности, можно назвать Жана Прюве и Жака Андре, представивших в 1936 году свою коллекцию садовых стульев. Впрочем, как-то так сложилось, что и Пантон, и Прюве с Андре, и их разра- ботки стульев из прозрачных полимер- ных материалов были забыты. И когда в начале 2000-х годов в московских мага- зинах, причем элитных, появились про- зрачные стулья Louis Ghost, их назвали «дитя нашего времени». Стул Louis Ghost был придуман зна- менитым дизайнером Филиппом Стар- ком для модного парижского ресторана Kong, а затем успешно завоевал и дру- гие рестораны. Считается, что стул Louis Ghost («При- зрак Людовика») формально, но слегка утрированно интерпретирует вошедшее в обиход во II половине XVIII века кресло- медальон со спинкой овальной формы. Знатоки дизайна считают, что в данном случае Старк продемонстрировал свой- ственную ему шутливую манеру, выпол- нив элегантную, практически классиче- скую модель в «недорогом» прозрачном Poly-COR продолжил идеи стула-моноблока Симпсона и «растущего» стула Пантона Революционный стул Вернера Пантона без ножек изготавливался литьем под давлением

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=