Plastics_9_2021
ИЗДЕЛИЯ И ПОЛУФАБРИКАТЫ П Л А С Т И К С № 9 ( 2 1 5 ) 2 0 2 1 w w w . p l a s t i c s . r u 50 пластике. В результате стул напоминает свой великосветский прототип, но лишь отдаленно. Исполненный из прозрачного материала, он только «призрак» «короля- солнца» Людовика. Собственно говоря, эта концептуальная идея и легла в основу названия стула. Можно сказать, что, несмотря на тот факт, что у стула все четыре ножки на ме- сте, он является воплощением идеи Ээро Сааринена о необходимости избавления от визуального шума. Стул Louis Ghost прозрачный, он стул-невидимка. Из-за этого создается ощущение, что возду- ха, света и места в комнате становится больше. Прелесть этого предмета мебели именно в невидимой, растворяющейся в пространстве форме. Стул-пузырь из полиакрилата Идею эффекта «растворения» мебе- ли в пространстве за счет использования прозрачного полимерного материала ис- пользовал еще в 1968 году финский ди- зайнер Ээро Аарнио. Он революционно трансформировал идеюЭэро Сааринена об избыточности четырех ножек для сту- ла или кресла. Доведя обе концепции — «растворение» мебели в пространстве помещения и отказ от избыточного коли- чества ножек — до их логического раз- вития, Ээро Аарнио придумал кресло, которое вообще не нуждается в ножках, потому что не опирается на пол, а подве- шивается к потолку аналогично качелям. Изготовленная из полиакрилата мето- дом раздува своеобразная полусфера, снабженная двумя подушками (обычно для спинки и для сиденья), подвешенная к потолку, чисто внешне не вызывает ассоциаций с дефиницией «стул» или «кресло», но тем не менее именно крес- лом с точки зрения дизайнеров интерье- ра и является. Называется этот предмет меблировки «подвесное кресло Bubble» (Bubble Chair), действительно чем-то на- поминает мыльный пузырь (вероятно, своей округлостью и прозрачностью) и имеет уникальное потребительское ка- чество, которого лишены другие пред- ставители сообщества стульев. Кресло Bubble представляет собой акустически изолированное пространство. Его еще называют «комната в комнате». Для тех, кто даже у себя дома иногда хочет слег- ка дистанцироваться от родственников и побыть наедине с собой или посекрет- ничать по телефону, это действительно подходящий предмет интерьера. Кресло Bubble также востребовано в лаундж-зонах общественных поме- щений и даже в качестве переговорных пунктов. Bubble Chair появилось не сразу. У него был предшественник. Вначале, лет за 5 до того, Ээро Аарнио создал кресло-шар (Ball Chair). Оно действи- тельно было полым шаром, на одной ножке. Изготавливалось кресло-шар сначала из полимерной композиции, наполненной стекловолокном, а позд- нее — из термопластов. Оба шарообразных кресла — и Ball Chair, и Bubble Chair — стали символом поп-арта, эмблемой 1960-х годов. Они постоянно и необычайно эффектно по- являлись в рекламе и на обложках глян- цевых журналов. Обычно в этих креслах в необычной позе располагались зна- менитости. Шедевры массового потребления Кстати, все стулья, описанные выше, по вполне разумной цене можно спокойно купить в магазинах. Да, культовые вещи из пластмассы тем и хороши, что могут быть эффективно тиражированы и, оста- ваясь при этом шедеврами, использованы в любом доме, будь то шикарный особняк или квартира в спальном районе. Современная эстетика предлагает большое разнообразие стульев, полно- стью изготовленных из полимерного ма- териала. Но вернемся к первому герою нашего рассказа о мире пластиковых стульев — к стулу-моноблоку. В отличие от других концептуальных стульев имен- но этот стал родоначальником большой и разветвленной семьи современных стульев, изготовленных из полимера как единое целое, без крепежных элементов. Именно потомки стула-моноблока Ду- гласа Симпсона окружают нас в нашей повседневной жизни. Находясь, по сути, в постоянном окружении репликантов — в хорошем смысле этого слова — гениаль- ного объекта, сочетающего в себе полет дизайнерскойфантазии и точный техноло- гический подход, мы даже не догадываем- ся, насколько буднично мы воспринимаем то, что в середине ХХ века рассматрива- лось как революция в сознании. Развивать концепцию Дугласа Симп- сона дизайнеры начали чуть ли не в тот же миг, как очнулись от восторга, охва- тившего их при первом появлении стула- моноблока. Через 8 лет цветной моноблок Bofinger показал Хельмут Бацнер. Пред- ставленный в 1964 году стул отличался более прочной конструкцией вследствие замены полипропилена на полиэфир и на- личия каркаса из стекловолокна. Еще через 4 года свой концептуальный стул Poly-COR представил Луиджи Кола- ни. Этот стул также был изготовлен из по- лиэфира и армирован стекловолокном. В 1981 году свою версию стула- моноблока предложила французская компания Grosfillex. Но назвать этот стул Прозрачный стул Louis Ghost — парафраз элегантной деревянной мебели времен классицизма
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=