Plastics_9_2_2016

БИЗНЕС-ПРАКТИКА П Л А С Т И К С № 9 / I I ( 1 6 0 ) 2 0 1 6 w w w . p l a s t i c s . r u 44 Анализ перечня вредных и опасных факторов, учитываемых «Методикой» при специальной оценке условий труда, пока- зывает, что подавляющее большинство из них актуально для предприятий по пере- работке пластмасс. В связи с этим положе- ния ФЗ и «Методики» должны учитываться руководителями отраслевых предприятий как при оперативном управлении, так и при стратегическом планировании. Невы- полнение требований ФЗ может привести к конфликту с представителями территори- альных органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и, как следствие, наложению на предприятие крупного штрафа и привлечению руководи- теля к административной ответственности. В связи с важностью затронутых вопросов задачей настоящей статьи является система- тическое и по возможности краткое изложе- ние содержания ФЗ и основных положений «Методики». Краткое содержание ФЗ ФЗ определяет основные положения и категории специальной оценки условий тру- да. Закон состоит из четырех глав. В первой главе дается определение специальной оцен- ки условий труда как комплекса мероприя- тий по идентификации вредных или опас- ных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воз- действия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов и применяемых средств индивидуальной и коллективной за- щиты работников. Далее декларируются права и обязанности работодателя, работника и организации, про- водящей специальную оценку условий труда, и перечисляются области производственно- хозяйственной деятельности, в которых могут применяться результаты оценки: — информирование работников об усло- виях труда на рабочих местах, обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, определение видов и объемов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, включая проведение периодических меди- цинских осмотров; — установление гарантий и компенсаций работникам, а также дополнительного тари- фа страховых взносов в Пенсионный фонд РоссийскойФедерации, расчет скидок и над- бавок к тарифу на обязательное социальное страхование; — рассмотрение и урегулирование разно- гласий, связанных с обеспечением безопас- ных условий труда, между работодателем и профессиональными союзами работников, в том числе при расследовании несчастных случаев на производстве и причин профес- сиональных заболеваний; — разработка мероприятий, направлен- ных на улучшение условий труда работников и обоснование их финансирования. Во второй главе закона устанавливается общий порядок проведения специальной оценки условий труда. Прежде всего опреде- ляются организационные основыпроведения специальной оценки труда, в том числе: — ответственность работодателя за про- ведение оценки; — состав и функции комиссии по прове- дению оценки (далее — комиссия). Далее формируется методический подход, используемый для идентификации опасных и вредных производственных факторов: — утверждается перечень вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Подробный класси- Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ (далее — ФЗ) «О специальной оценке условий труда» [1] ранее действовавшая система аттестации рабочих мест заменяется системой специальной оценки условий труда. В развитие основных положений этого ФЗ Минтруд РФ приказом от 24 января 2014 года №33н [2] утвердил «Методику проведения специальной оценки условий труда» (далее — «Методика») и ряд сопутствующих документов организационного характера, призванных конкретизировать положения ФЗ и обеспечить реализацию их на практике Максим КРАЙНОВ, независимый эксперт Специальная оценка условий труда

RkJQdWJsaXNoZXIy ODIwMTI=