Р.Л. Петров, начальник исследовательской лаборатории НТЦ АО "АВТОВАЗ", руководитель исследовательского проекта, Тольятти
Автомобиль имеет несколько особенностей, выделяющих его среди других товаров, предлагаемых на потребительском рынке. Во-первых, автомобиль является неотъемлемой составляющей локальной среды обитания человека и оказывает значительное экологическое воздействие на человека и окружающую среду при его производстве, эксплуатации и утилизации. Кроме того, исторически сложилось, что автомобилестроение имеет важный политический статус, являясь как бы лицом государства, отражающим его научно-технические и технологические достижения. Ежегодно с конвейеров автомобилестроительных фирм мира сходят десятки миллионов новых автомобилей. Почти столько же автомобилей ежегодно завершают свой срок эксплуатации, поступая на вторичную переработку, а также пополняя свалки значительным количеством не подлежащих переработке отходов. Наибольшие трудности для утилизации представляют неметаллические автомобильные компоненты. Это изделия из пластмассы, резины, стекла, обивочные и клеевые материалы. Современные западные нормы и требования определяют ответственность производителя за продукт до самой последней стадии его эксплуатации. Это касается наличия в материалах экологически вредных веществ, токсичности выхлопных газов, воздействия на почву, гидросферу и атмосферу, включая парниковый эффект и разрушение озонового слоя, норм и обязанностей по обеспечению утилизации отслуживших автомобилей. То есть автомобили должны легко демонтироваться, пластмассовые детали должны иметь специальную маркировку, количество вредных веществ в применяемых материалах нормируется и ограничивается, устанавливается минимальная доля деталей для вторичной переработки (% от массы автомобиля). Производители автомобилей должны нести расходы по организации сети предприятий сбора и утилизации отслуживших автомобилей. Применение полимерных материалов в современных автомобилях продолжает увеличиваться, что способствует усилиям разработчиков новых моделей автомобилей улучшить их топливную экономичность и снизить массу. Известно, что при снижении массы легкового автомобиля на 50 кг, показатели его топливной экономичности могут быть улучшены на 2-3%. Однако такая тенденция вступает в определенное противоречие с установленными поэтапными нормами для рециклинга и утилизации отслуживших автомобилей. Вариантами для решения данной проблемы могут быть как разрабатываемые новые технологии для эффективного рециклинга полимеров, так и предпочтительное применение таких полимерных материалов, вторичная переработка которых экономична. АВТОВАЗ следует общим мировым тенденциям по защите окружающей природной среды, созданию малоотходных технологий, применению экологически безопасных и подлежащих вторичной переработке автомобильных материалов и компонентов. На всех автомобилях семейства ВАЗ-2110 сейчас ставится маркировка деталей из полимерных материалов, соответствующая международным стандартам. Такая маркировка имеется на "Шевроле-Нива", а также будет на всех последующих моделях автомобилей ВАЗ. Разработаны специальные каталоги пластмассовых деталей для целей демонтажа и утилизации. Ведется разработка компьютерных информационных систем, предназначенных для объединения комплексной информации по автомобилям ВАЗ для целей демонтажа, сортировки, последующей вторичной переработки и утилизации. При выборе конструкционных материалов для автомобилей учитываются аспекты их экологической безопасности и пригодности для рециклинга. Конструкция новых автомобилей разрабатывается с учетом удобства демонтажа автомобиля, полного слива всех эксплуатационных жидкостей и сортировки деталей по видам материалов.
|