Портал индустрии
переработки пластмасс



Рекламодателям

Наша целевая аудитория: инвесторы, руководители, топ-менеджеры, специалисты компаний-производителей и поставщиков …

Подробнее

Укажите ваш e-mail, чтобы получать подборки актуальных новостей из мира переработки пластмасс.

Подписаться
Что мешает развиваться сфере рециклинга?
14.11.2024

Что мешает развиваться сфере рециклинга?

Российскую полимерную отрасль в 2024 году лихорадит от массы постановлений, связанных с внедрением новых правил РОПа. Это требование об обязательной утилизации отходов полимеров, высокие ставки экосбора и — самое свежее, августовское — обязательность использования вторички в некоторых изделиях. Европейские производители и переработчики пластмасс сталкиваются с похожими проблемами, и, как видно из разговора с Мирьям Майер, вице-президентом компании Borealis, отвечающей за решения, связанные с экономикой замкнутого цикла, также недовольны отсутствием внятности законодательства.

Марк ВИКТОРИ,
старший редактор
направления «Рециклинг»,
аналитический центр ICIS

«Для того чтобы достичь весьма амбициозных целей, связанных с выстраиванием замкнутых циклов переработки пластмасс, потребуется серьезный прогресс в трех основных направлениях исследований, включая механический и химический рециклинг, а также создание биополимеров», — заявила Мирьям Майер, вице-президент компании Borealis, в ходе интервью, данного ей ICIS (Independent Commodity Intelligence Service — Независимый аналитический центр химической промышленности).
«Borealis активно занимается механическим рециклингом; у компании Renasci (основным владельцем которой является Borealis) есть предприятие, специализирующееся на химической вторичной переработке пластмасс, кроме того, в наших интересах будет работать завод, освоивший технологию ReOil, оператором которого является OMV, наш крупнейший акционер», — рассказывает Майер. ReOil — это название метода химического рециклинга, основанного на пиролизе и являющегося собственной разработкой компании OMV. Технология успешно внедрена на опытном предприятии, расположенном в австрийском городе Швехат, которое способно перерабатывать до 16 тыс. т сырья в год. OMV рассчитывает к 2027 году расширить соответствующие перерабатывающие мощности до промышленных масштабов — до 200 тыс. т в год. В рамках данного проекта OMV активно сотрудничает с Borealis, являясь при этом владельцем 75% акций этой химической компании (остальные 25% принадлежат ADNOC — Abu Dhabi National Oil Company).
При этом Мирьям Майер вынуждена утверждать, что из-за сложной нормативно-правовой среды доля вторичных полиолефинов в производственном ассортименте Borealis в 2030 году в любом случае будет несколько меньше, чем изначально планировалось.

Барьеры на пути химического рециклинга
По мнению компании Borealis, химический рециклинг станет скорее дополнением к механическому, нежели его полноценной заменой.
«Мы уверены в том, что первоочередное внимание должно уделяться методам механического рециклинга, поскольку они обладают преимуществом с точки зрения низких объемов выделяемых парниковых газов, при этом о химической переработке забывать также не следует в силу того, что такие технологии обеспечивают более высокий уровень качества вторичных материалов. Даже подвергнув изделие в конце его жизненного цикла механическому рециклингу, вы все еще можете в качестве важного дополнения использовать и химический рециклинг», — заявляет Мирьям Майер.
«Нужно сказать, что до сих пор существует ряд потенциальных препятствий на пути развития сегмента химического рециклинга, которые все еще предстоит преодолеть. Данное направление переживает интересный период, при этом, если говорить о ситуации в отрасли, нельзя не отметить тот факт, что ранее было анонсировано строительство множества специализированных заводов, но эти проекты впоследствии были отложены. Изначально мы рассчитывали на более быстрый технический прогресс в данном направлении. По моему мнению, отдельные участники отрасли столкнулись с проблемой того, что некоторые технологии пока еще не готовы для использования на производстве. При этом одним из барьеров остается отсутствие ясности в том, как именно соответствующие законодательные нормы будут применяться на практике, в том числе, разумеется, до сих пор непонятно, по каким правилам будет учитываться доля содержания рециклята в конечных изделиях (концепция mass-balance)», — отмечает она.
Под таким же углом видят текущую ситуацию и производители пиролизного масла (в настоящее время они представляют собой крупнейший сегмент европейской индустрии химического рециклинга). Данный рынок сейчас испытывает нехватку производственных мощностей. Даже при том, что в этом году их объемы должны увеличиться, ожидается, что спрос во втором полугодии будет все еще превышать предложение.
При этом, даже несмотря на наблюдаемый недостаток мощностей отмечается, что интерес покупателей в 2024 году уменьшился по сравнению с 2023 годом. Основной причиной тому является сохраняющаяся неопределенность как в отношении правил подсчета содержания рециклята, так и касательно того, как пиролизное масло будет учитываться с точки зрения выполнения установленных Евросоюзом целей в области использования вторичного сырья после принятия обсуждаемого сейчас Регламента об упаковке и упаковочных отходах (PPWR).

Концепция mass-balance
Проблема проистекает из двусмысленностей в формулировке термина «содержание рециклята», содержащейся в директиве Waste Framework Directive, на которую при этом ссылается большая часть законодательных актов ЕС, регламентирующих управление отходами и вторичную переработку.
Концепция mass-balance предполагает, что установленный объем возобновляемого или восстановленного сырья используется в процессе производства той или иной продукции, но при этом он может и не быть равномерно распределен при изготовлении каждого отдельного изделия.
К примеру, 30% от общего объема используемого на заводе сырья является вторичным, но при этом в одном упаковочном изделии доля рециклята будет равна 100%, другое же будет целиком и полностью состоять из первички, а в третьем пропорция будет любой другой из возможных между двумя крайними значениями.
Такой подход дает участникам рынка возможность утверждать, что их продукция содержит определенную долю во-зобновляемого или восстановленного сырья без необходимости обеспечивать указанную пропорцию для каждого отдельного изделия.
Концепция mass-balance широко применяется в ряде отраслей, использующих вторичное сырье, полученное путем как механического, так и химического рециклинга.
В разработке находятся несколько вариантов правил учета рециклята, используемого в соответствии с mass-balance. Имеющиеся в них различия способны оказать очень большое влияние на прибыльность предприятий, расположенных на всех звеньях производственно-сбытовой цепи, на конкурентоспособность изготовления пиролизного масла по сравнению с механическим рециклингом, а также на привлекательность данного сегмента вторичной переработки для потенциальных инвесторов.
В конце марта 2024 года Технический консультативный комитет (Technical Advisory Committee — TAC) Евросоюза был вынужден принять специальное решение по порядку учета доли содержания рециклята в конечных изделиях, которое увидело свет в тексте Директивы по пластиковым изделиям одноразового использования (Single-Use Plastics Directive).

Необходимость прозрачного регламента
Химический рециклинг является далеко не единственным направлением, где внесение ясности в законодательные нормы могло бы сильно поспособствовать росту европейской промышленности.
«Отрасли требуется ясный и понятный набор правил, регламентирующий перемещение отходов внутри ЕС. Конечно же, ситуация в международной торговле также будет иметь большое значение, но в первую очередь хотелось бы получить правила доставки. Тяжело работать, не зная, можно будет завтра отправить партию отходов или же нет. Что касается выпуска изделий из сырья на биологической основе — здесь следует поставить соответствующих производителей в равные условия с теми, кто использует материалы, изготавливаемые из ископаемых углеводородов. Тогда продукция будет выпускаться из лучшего сырья», — делится своими соображениями Мирьям Майер.
Несмотря на то, что проблема с неоднозначностью законодательных норм остается в целом не решенной, она видит и несколько позитивных для отрасли подвижек в данном вопросе, появившихся совсем недавно. «В качестве одного из примеров можно привести новости, связанные с европейским «Законом об упаковке и ее отходах» (Packaging and Packaging Waste Regulation или PPWR), которые были встречены с большим энтузиазмом. Наконец-то мы получили правильные указания относительно того, к чему отрасль должна стремиться», — говорит Майер.
Предложенный «Закон об упаковке и ее отходах» включает в себя такие положения, как цели в области минимально допустимого содержания рециклята. В настоящее время достичь их невозможно из-за нехватки производственных мощностей, способных выпускать подходящие упаковочные материалы, но Мирьям Майер считает данную проблему решаемой. «Как я понимаю, европейской отрасли требуется к 2030 году обеспечить 20- или 30-процентное содержание вторички в изделиях, изготавливаемых из полиолефинов. Я думаю добиться этого — вполне реалистичный сценарий», — утверждает Майер и добавляет: «Обращение упаковки будет регламентироваться «Законом об упаковке и ее отходах», а также «Директивой об автомобилях, завершивших свой жизненный цикл»
(End-Of-Life Vehicle —ELV), которая в данный момент находится на стадии внесения изменений. Я знаю, что сейчас идет процесс рассмотрения замечаний, полученных от участников отрасли, относящихся к разным звеньям производственно-сбытовой цепи, и это может задержать утверждение указанных норм. Но если будут сделаны необходимые инвестиции, содержание рециклята можно будет довести до больших значений, чем того требуют законы».
Проект новой редакции «Директивы об автомобилях, завершивших свой жизненный цикл» включает в себя норму об утверждении целевых показателей, предписывающих к 2030 году довести содержание рециклята в транспортных средствах до 25%. При этом 25% от объема вторички или 8,25% от общего количества используемого сырья должно приходиться на продукты переработки утилизируемых автомобилей.
Всемерно способствовать развитию отрасли должны не только законодатели, но и сами ее участники.
«Для начала нам нужно глубже проработать наши подходы к созданию замкнутых производственных циклов (что также включает работу над методами рециклинга изделий, над схемами их повторного использования, а также над экологической эффективностью предприятий). Для этого потребуется более высокий уровень гармонизации и стандартизации всех процессов. Производители должны с большей, чем ранее, готовностью идти на компромиссы в отношении характеристик выпускаемой продукции, — считает Майер. — Производители могут и сами сделать очень много для достижения поставленных целей, но, безусловно, утверждение всем понятных правил и встречные шаги со стороны конечных потребителей продукции придутся весьма кстати».
«Еще один болезненный вопрос касается инфраструктуры. Помимо методов вторичной переработки необходимо также совершенствовать принципы управления отходами и технологии их сортировки», — говорит Мирьям Майер. Нехватка очень качественно отсортированных отходов является одним из серьезнейших препятствий на пути развития предприятий, специализирующихся как на механическом, так и на химическом рециклинге.
Компания Borealis как участник отрасли делает все возможное для оптимизации инфраструктуры в целях смягчения данной проблемы. «У нас, к примеру, налажено сотрудничество с компаниями TOMRA и Reclay для того, чтобы мы были уверены в том, что все генерируемые отходы перерабатываются с использованием оптимально подходящей для этого технологии, — отмечает вице-президент Майер. — В этом году мы получили два уведомления от FDA (The US Food and Drug Administration — американское Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарств) о том, что они не возражают против использования нашей новой специальной марки rПЭВП, изготавливаемого из рециклята, полученного путем переработки потребительских отходов, а также восстановленного полипропилена (rПП). Таким образом, материалы, восстановленные методом механического рециклинга, получили принципиальное одобрение на использование в качестве сырья для изготовления изделий, предназначенных для непосредственного контакта с пищевыми продуктами».


Посмотреть в журнале
x
Подождите минуточку...
Будьте в курсе важнейших новостей полимерной отрасли
Я даю согласие на обработку персональных данных
Подписаться
x
Будьте в курсе важнейших новостей полимерной отрасли
Я даю согласие на обработку персональных данных
Подписаться
Яндекс.Метрика